Ход занятия:
1.Вос-ль:дети я очень рада вас видеть. К нам сегодня пришли гости давайте подарим наши красивые улыбки гостям.Мы с вами поиграем : собрались все дети в круг я твой друг и ты мой друг крепко за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся! Подарим друг другу хорошее настроение.
Дети какое сегодня число? Какой день недели? Месяц?
Загадываю загадку (под новый год пришёл он в дом
таким румяным толстячком но с каждым днём терял он вес и наконец совсем исчез!
Совершено верно-это календарь. Календари бывают разные а вы хотите их увидеть?
Я их вам покажу : садитесь на стулья (перед детьми мальберты с календарями)
Первый календарь появился 30 тыс. лет назад. Он был сделан из гигантских каменных плит они располагались по кругу плит было 12 как 12 месяцев.
Через много лет люди придумали бумажный календарь. Он появился 300 лет назад он был сделан виде книги.
Это календарь настольный его форма – пирамида.
Настенный календарь листья этого календаря скрепляются между собой пружинами. Этот календарь располагают на стене.
Отрывной календарь что отмечает каждый лист календаря?
(каждый лист отмечает один день в конце дня лист отрывают. Закончились листья календаря – закончился год!
Карманный календарь – маленький удобный который можно носить в кормане.
Перекидной календарь. Листок такого календаря обозначает один месяц.
Магнитный календарь – его делают из пластмассы с магнитом.
Чем они отличаются? Чем похожи календари? (Показывают месяца дне недели число).
Предлагаю отправиться в путешествие по календарю. Показываю плакатный календарь
Сколько месяцев в году? Каким месяцем заканчивается год? А с какого месяца начинается год?
Стихи
Год – это очень долгий срок но он проходит. В этом году вы повзрослели на год и вам исполнилось 7 лет. А сколько интересного вы узнали! Сколько сладостей съели! Сколько путешествовали! Вспомните какие яркие события с мамой и папой были у вас в том году и в этом? Дети встают по кругу. Эту палочку «впечатлений» будете передавать друг другу – делиться яркими событиями прошедшего года или палочка поможет вспомнить что было интересного.
Чем обозначается год на календаре? (цифрами)
Дети выкладывают на доске идущий год.
Игра:
В понедельник — я купался
А во вторник – рисовал
В среду — долго умывался
А в четверг- в футбол играл
В пятницу – я прыгал бегал очень долго танцевал
А в субботу воскресенье – целый день я отдыхал.
Предлагаю детям сделать календарь «времена года» в виде цветка – годовика.
Посмотрите на середину цветка какой она формы? (круглая как наша планета)
На сколько частей она разделена? Как вы думаете почему на 4 части?
Да 4 времени года каждое время года имеет свой цвет на календаре. Как вы думаете какое время года указывает синий цвет (зима) Какие зимние месяцы вы знаеты? Пройдём по зимней дорожке и назовём признаки зимы и подберём картинки по месяцам и наклеим на наш календарь. Как вы думаете что обозначает зеленый цвет! (весна) Отправляемся по весенней дорожке. У весны свои месяцы назовите их. Почему апрель называют водолеем?
«слушаем весенние звуки природы. Игра ручеёк». Назовите признаки весны и отметьте их на цветке.
За весной мы идём по следующей дорожке
Я соткана из зноя
Несу тепло с собою
Я реки согреваю
Купаться приглашаю
Вы любите за это
Вы все меня- Я (лето)
Назовите летние месяца. За что вы любите лето? Давайте на цветке отметим картинки
Лета.
На какое время года указывает жёлтый цвет?
Назовите осенние месяца. Поиграем в игру «Осень хорошо – плохо».
Возьмём картинки и приклеим их на на наш календарь.
Вот получился у нас календарь в котором месяца повторяются в одном и том же порядке каждый год. Так происходит смена одного года другим. С помощью нашего календаря ч что мы можем определить? «Времена года и названия месяцев»
О чём может нам ещё рассказать календарь? (Дни недели и числа) Назовите дни недели почему в календаре одни дни недели выделены чёрным цветом а другие красным?
Итог:
Дети как вы думаете календарь необходим людям?
А вы будете обращаться к календарю?
(ответы детей)
Благодарю детей за путешествие.
Ход беседы:
Когда мы говорим и календаре, мы имеем в виду разные календари: гражданские, церковные, лунные, огородные. А что же такое народный календарь?
Наши предки исстари занимались земледелием, поэтому культура в целом и основная масса праздников носила земледельческий характер. На протяжении многих веков крестьяне наблюдали за погодными явлениями, осмысляли полученный опыт и создавали обряды и нормы общественной жизни, также многое другое.
Так постепенно сложился народный календарь – это своего рода дневник и энциклопедия крестьянского быта сего праздниками и буднями.
Жизненный уклад земледельца определялся в первую очередь сменой времен года. Поворотными сроками солнечного календаря.
Годовой круг.
«Святки»
В конце декабря наступали зимние праздники – Рождество и Святки. Святки начинались в ночь с 24 на 25 декабря и продолжались 2 недели до Крещения. Святки отмечались всеми,но в основном это был праздник молодежи: ее игры, песни, обходы домов. Посиделки, гадания создавали неповторимую атмосферу святочного веселья. По дворам ходили колядовщики с песнями, желающими богатого урожая и достатка. Колядовщиков сопровождали ряженые. Они наряжались в вывороченную мехом наружу овчинную шубу, лицо закрывали маской или мазали его сажей.
Просмотр мультфильма «Святки»
«Масленица»
У многих народов мира переход от зимы к весне отмечен особыми празднествами – карнавалами. На это же время приходилась и русская Масленая неделя. Она справлялась за 7 недель до Пасхи. К Масленой неделе строились первые качели и карусели. Масленица – время блинов, оладушек, сырников, пирогов и пышек. Все эти лакомства получали в первую очередь дети. На детей, получивших первый блин, возлагалась особенно ответственный обряд – закликание весны.
Кульминация праздника – костры. В начале масляной недели мастерили куклу в полный рост, наряжали ее, в воскресенье Масленицу, как образ уходящей зимы, сжигали.
Просмотр мультфильма «Масленица»
«Иван Купала»
Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых, самых важных праздников в году. В нем принимало участие все население, причем традиция требовала от каждого активного включения во все обряды,действа и особого поведения: соблюдения ряда правил, запретов, обычаев. Люди верили, что в ночь «на Ивана» природа открывает человеку свои тайные силы, клады и чудодейственные свойства цветущего мира.
С полдня до самого вечера купались в реках, водоемах, пели песни, водили хороводы. Собирали целебные травы. Ближе к вечеру разжигали костры, через которые прыгали девушки и парни.Девушки также гадали на суженого: сплетали венки и пускали по реке. Если венок плыл и не тонул, то брак ожидался счастливым и удачным.
Существовало такое поверье: в ночь на Ивана Купалу зацветает папоротник; нашедший такой цветок, сможет отыскать любой клад.
Просмотр мультфильма «Иван Купала»
«Дожинки»
В сентябре лето кончается, осень начинается. Впереди долгая, хмурая осень, дожди, а потом долгая, холодная зима. Но еще стоят погожие теплые деньки и самое время поблагодарить природу за урожай. 28 августа- Успение Пресвятой Богородицы, по народному календарю отмечались Дожинки, спожинки. К этому времени почти повсеместно уже заканчивалась жатва, поэтому народные обряды связаны в основном с освещением хлеба из муки нового помола. Последний сноп наряжают в сарафан, обвивают лентами, и с песнями несут на мирный пир – всеобщий стол, для которого готовят яичницу и пекут пироги.
Ход игры:
Дети становятся в круг, в середине которого находится ребенок, изображающий бабушку Маланью (на него можно надеть платочек). Дети в кругу начинают петь смешную песенку, сопровождая ее выразительными движениями.
У Маланьи, у старушки,
Жили в маленькой избушке:
Семь дочерей да семь сыновей!
Семь дочерей да семь сыновей!
Все без бровей. (закрывает руками брови, дети повторяют)
С такими глазами, (широко раскрывают глаза,
С такими ушами, (оттягивают уши.)
С такими носами, (показывают нос).
С такой головой, (поднимают руки над головой, сцепляют пальцы в замок.)
С такой бородой (кланяются в пояс).
Ничего не пили, ничего не ели,
На нее глядели, делали вот так! (Бабушка Маланья грозит, прыгает, делает «рожки» и т. д).
Дети повторяют ее движения.
Воспитатель: Куда нам идти дальше? Посмотрим по карте. (слайд5)
Дети: Стрелочка указывает на квадрат, в котором нарисован знак вопроса.
Воспитатель: Следующее задание — загадки про сказки. Слушайте внимательно.
Сказочные загадки:
Нет ни речки, ни пруда — где воды напиться?
Очень вкусная вода в ямке из копытца.
Как называется эта сказка? («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал ее кто-то.
Зеленая подружка — Царевна (Лягушка)
Кто в нарядно теплой шубе,
С длинной белой бородой.
Помогает добрым людям
И румяный и седой! («Морозко»)
Уплетая калачи
Парень ехал на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. («По-щучьему веленью»)
Хитрый гость так часто ходит, что-нибудь с собой уносит.
Полежит, переспит и хозяев обхитрит. («Лисичка со скалочкой»)
Дом построили друзья,
Жили весело, пока не пришёл под вечерок
Мишка, Мишенька -дружок
Был и низок и высок расчудесный. («Теремок»)
Воспитатель: Ребята, вы отлично справились с заданием! Прошли нелёгкий путь, выполнили все задания бабушки Загадушки.
Как в народе говорят: Кончил дело — гуляй смело!
Мы вспомнили, что такое фольклор, вспомнили потешки, прибаутки, пословицы,
считалки, народные игры, дразнилки, поэтому бабушка Загадукшка привела Вас к
сестрице Сказке. А она приготовила для Вас сказку «Гуси — лебеди».
Просмотр мультипликационного фильма «Гуси — лебеди».
2. Подвижная русская народная игра «Огородник».
Цель: приобщать детей к народной культуре,
развивать координацию движений, мышечный тонус, артистические умения.
Оборудование: «пенек» (стульчик, колышки (либо игрушки, обозначающие овощи).
Словарная работа: обогатить словарь новыми словами (колышки, теша).
активизировать словарный запас детей
уточнить значение слова «мелки».
Содержание. В центре круга ставят пенек (стульчик, в круге складывают колышки (либо игрушки, обозначающие овощи).
Используемая литература
1. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010
2. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 4-5 лет / Сост. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук и др. — М., 2005
3. Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. — Детство-Пресс, 2017 г. -304 с.