Двуглавый орел на страже Руси
Успехи Ивана III в борьбе с татаро-монгольским игом побудили его создать величественный символ России. Герб должен был напоминать соседям на Востоке и на Западе, что Русь — грозный противник. Двуглавый орёл одновременно следит за западными и восточными границами России. Благодаря Ивану III птица получила крест в одну лапу и меч — в другую. Крест символизировал принадлежность православному христианству, а меч демонстрировал намерение защищать независимость Руси. Две головы орла венчала одна шапка Мономаха — символ самодержавия. Чуть позже грудь орла начала закрываться иконой с Георгием Победоносцем. Покровитель воинов и землепашцев призван был оберегать государство от иноземных вторжений и внутреннего зла.
Смутное время отразилось на символе России негативно. Орёл то терял одну голову (на манер западных держав), то из золотого становился чёрным. На видоизменении герба очень сильно сказалось влияние польской интервенции. Однако все западные претензии на русский трон были отбиты, и орёл вернул себе первоначальный облик.
Серп и молот
Двуглавый орел на протяжении пяти столетий ассоциировался с самодержавием и в качестве символа Советской России был неприемлем. В июне 1918 года была принята новая Конституция, а вместе с ней и герб. Красный щит, серп и молот, восходящее солнце и красная звезда должны были символизировать идеологию коммунистической партии, как и вдохновляющая надпись на ленте «Пролетарии всех стран, соединяйтесь».
Герб РСФСР просуществовал 75 лет, на два года пережив СССР. В 1992 году его изменили в последний раз, заменив аббревиатуру « РСФСР» на «Российская Федерация», но судьба серпа и молота уже была решена — еще в 1990 году Правительственная комиссия начала разработку нового символа.
Когда появился двуглавый орел
Никто точно не может сказать, когда появился двуглавый орел на гербе России. В исторических архивах нет документов на этот счет.
Герб при последних Рюриковичах
Текущий герб России берёт своё начало в XIII веке. Тогда, аналогичное изображение использовалось династией Палеологов (возглавляли Византию в XIII-XV вв.).
Герб Палеологов
Формальным поводом для его заимствования стало как падение Византийского государства, так и помолвка Ивана III на Софье Палеолог. При Иване III герб выглядел следующим образом:
Герб при Иване III
В дальнейшем он продолжал неоднократно изменяться. При Иване Грозном вместо двух корон на нём красовалась одна с крестом, а на тело орла был добавлен всадник, пронзающий змея. Рюриковичи решили подчеркнуть особую роль Георгия Победоносца и добавить его образ в герб России. Значение геральдического символа приобрело новый смысл в истории государства .
Герб при Иване IV
При Фёдоре Ивановиче корон вновь стало две, а над ними возвышался крест.
Герб при Фёдоре Иоановиче
Герб при Романовых
После Смутного времени воцарилась династия Романовых, и её основатель Михаил Романов внёс новые коррективы в изображение — теперь корон стало три: две на каждую из голов и одна связующая. Двуглавый орел символизирует на гербе России того времени власть в Астраханских, Казанских и Сибирских землях. А в 1654 году были добавлены такие элементы как скипетр и держава.
Герб при Фёдоре Иоановиче
При основании в 1721 году Российской Империи был учреждён следующий герб, который сохранил свое единообразие до 1917 года. Скипетр и держава сохранились, как и три короны, только центральная стала больше. Также и окрас орла стал чёрным.
Герб Российской Империи с 1721 года
Несмотря на единый образ этого символа на протяжение существования Российской Империи, в последующие годы многие императоры и императрицы не чурались вносить в него свои изменения. Так, при Павле I был добавлен мальтийский крест, при Александре II всадника повернули в другую сторону, а на крыльях орла разместили гербы наиболее значимых территорий в составе империи.
Герб при Павле IГерб при Александре II
Герб в XX веке
В межреволюционный период 1917 года использовался герб, ставший известным в народе как «ощипанная курица». Любопытно, что «ощипанная курица» до сих появляется эмблемой банка России и размещается на большинстве монет.
Герб Российской Республики
В годы СССР от прежних символов государства отказались. В учебниках истории преподносилось негативное описание и значение герба России для школьников, как символ порабощения рабочего класса. Однако традиционные и символические «Серп и молот» вовсе не являются гербом СССР. К 1946 году был разработан и принят следующий вариант герба, включающий в себя пятиконечную красную звезду, земной шар с серпом и молотом, солнце, пшеничные колосья и надпись: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь».
Герб СССР
В составе СССР свой герб имелся и у РСФСР. Он содержал такие составные элементы как: щит, серп и молот, колосья пшеницы, звезду и лозунг.
Герб РСФСР
Текущий вариант герба России был утверждён в 1993 году (по проекту Е. Ухналева). Ему вернули золотой цвет, а Георгий Победоносец вновь стал смотреть направо.
Современный государственный герб России
Что символизируют цвета на гербе Российской Федерации
Цвета всегда играли важную роль в символике стран. Они используются не только на флаге, название которого триколор, но и на гербе.
Рассмотрим основные значения российского официального герба:
- золотой (орел) – богатство, благополучие и справедливость,
- серебряный (Георгий Победоносец) – поиск истины, чистота,
- красный (фон) – кровь людей, которые проливали ее при защите государства,
- черный (дракон) – скорбь и постоянство.
На фото часто синим цветом выделяют плащ Победоносца. Сделано это во многом для того, чтобы выделить символ.
Красный цвет означает и агрессию – готовность Российской Федерации защищать свои интересы.
Источники
- Гербы городовъ, губернiй, областей и посадовъ Россiйской Имперiи, внесенные въ полное собранiе законовъ съ 1649 по 1900 годъ/ составилъ. П. П. фонъ-Винклеръ;
- Гербы и символы Белгородской области;
- Государственные символы России (kremlin.ru);
- «Как произошли и что означают чёрный, жёлтый и белый цвета русской геральдической символизации» Изложил Е.Н. Воронец. Харьков. 1912 год.
- Манифест императора Павла I о полном гербе Всероссийской империи. Утвержден 16 декабря 1800 г.;
- Сайт Геральдического совета при Президенте Российской Федерации;
- Указ Президента РФ от 30.11.1993 N 2050 (ред. от 25.09.1999);
- Указе «О титуле царском и государской печати» от 14 декабря 1667 года.
- «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона».
- Часть фотографий предоставлена Оранским А.В. и запрещена к копированию.
Красная «русская» шапка в Цюрихском гербовом свитке
В одном из самых известных европейских гербовников XIV века — Züricher Wappenrolle — один из гербов идентифицируется как герб «Русинов» — Rutheni. То есть — русских.
Герб Rutheni. Züricher Wappenrolle. Ок. 1330-1345. фото – Национальный музей, Цюрих.
Этот герб представляет собой серебряный щит с изображением красного головного убора в виде колпака. Щит увенчан рыцарским шлемом, в нашлемнике которого такой же головной убор.
К каким русским относится этот герб (скорее всего — к русским Галицкой Руси, т.к. она тогда была наиболее сильным и централизованнм государством, населенным русскими, но уверенности в этом нет…) и относится ли к русским вообще, достоверно не известно. В дальнейшем в европейских источниках этот герб уже никоим образом не связывается с Русью.
На том же листе Цюрихского гербовника, чуть выше герба с красной шапкой, помещен другой герб, в синем поле которого изображен открытый портал. К сожалению принадлежность этого герба не известна. Хотя очень похожие изображения в более поздних гербовниках считались гербом Руси.
Ордынские флажки
В отечественных источниках достоверных сведений о символах русских земель XIII-XV веков практически не сохранилось. Но кое-что можно обнаружить в европейских источниках — географических картах и атласах. Географы того времени часто изображали города на карте в виде крепости, а государственную принадлежность города — флажком над этой крепостью. На картах XIV века русские города увенчаны флажками с ордынской тамгой.
Например, на карте Андежино Дулцерта (Далорто) 1339 года крупными буквами отмечена территория RUTENIA, рядом с ней «российские горы», в районе которых начинается река Днепр, а в виде крепостей изображены города Москва (moscaov), Ростов (rostaov), Рязань (rasanpaslao), Новгород (nogardo). Над каждой крепостью изображены флажки с ордынской тамгой.
Москва и Ростов под ордынскими флажками на карте Анджелино Дулцерта 1339 г.
Примерно то же самое изображено и в каталонском атласе Авраама Креска 1375 года, восточнее Ростова отмечена Тверь (tifer) под таким же ордынским флагом, но полотнище флага закрашено зеленым цветом. В районе ордынской столицы Сарая изображен «император Джанибек» с точно таким же флажком.
Тана и Тверь на карте Авраама Крескеса. 1375 г. Оба города под зелеными флагами с ордынской тамгой.
Ордынская тамга такого вида (в виде буквы «П» с шариком вверху и полумесяцем рядом) была хорошо известна и, скажем так, «раскручена» в Европе. Она повторялась во многих географических трудах. Например, в «Космографии» Себастьяна Мюнстера точно такая тамга изображалась на щите татарского воина. Ее прообраз – монеты ордынских ханов.
Татарский воин (Tartarus) на обложке «Космографии» Себастьяна Мюнстера. Справа — ордынская монета с тамгой.
Интересно, что на карте братьев Пицигани (1367 г.) над некоторыми российскими городами изображены белые флажки с красными квадратиками (тамгой?), а над Москвой такой же квадратик (тамга?) черный.
Российские города на карте братьев Пицигани (1367). Синей стрелкой показана Москва под флажком с черным квадратом.
История происхождения герба России
Герб России 1497 года
Процесс объединения разрозненных княжеств начался до Иоанна III. Именно его отец – Василий II Васильевич (правил с 1435 г. по 1462 г.) начал процесс объединения земель русских.
При Иоанне III Московской княжество окончательно набрало силу и подчинило Псков, Новгород, Рязань. Тверь в этот период значительно ослабла как центр объединения земель.
В период правления Иоанна III начались меняться традиции правления. Вся знать в подчинённых землях теряла свои привилегии. Именно в период царствования Иоанна III вечевой колокол Новгорода был демонтирован и привезён в Москву.
Иоанн III также выстраивал новую дипломатическую политику. Он принял титул «Государь Всея Руси».
Интересный факт |
В XIV-XV веках знаки на печатях изменялись довольно часто. Князья меняли изображения всадников по собственному желанию. До 1497 года именно всадник являлся главным изображением на печатях и монетах. Так всадник мог быть с мечом («мечник»), с копьём в руке («копейщик»), с соколом в руке («сокольник»). В период царствования Василия Тёмного утвердился «копейщик» – символизирующий Георгия Победоносца. |
В этот период Иоанн III женится на византийской царице Софией (Зинаидой) Фоминичной Палеолог.
«Иоанн III мудро принял для России символический герб Византийской Империи: чёрного двуглавого орла на жёлтом поле и соединил его с Московским гербом – всадником (Св. Георгием) в белой одежде на белом коне, поражающим змея. Государственный же герб, по государственному праву, признаётся символом видимым отличительным знаком самого государства, эмблематично изображаемым на государственной печати, на монете, на знамени и т.п. И в качестве такого символа герб государства выражает отличительную идею и основы, осуществлять, которые государство считает себя призванным.
Вследствие употребления царём Иоанном III герба Византийского совместно с Московским на печатях внутренних и внешних государственных актов, сохранившихся с 1497 года, год этот принято считать годом принятия и слияния герба империи Византийской с гербом царства Русского». /Е.Н. Воронец. Харьков. 1912 год./
Таким образом, герб появился в момент появления современного государства Российского.
Однозначно невозможно сказать, что герб появился в 1497 году, так как матрицы для печати монет служили по 5-15 лет. На монете 1497 года на одной стороне был отражён копейщик, а на другой двуглавый орёл. Но точно можно сказать, что этот период может быть ограничен с 1490 по 1500 годы.
Две короны
Началом российского государственного геральдического символа считается 1497 год, когда двуглавый орел появился на печати великого князя Московского Ивана III Васильевича. Основную причину возникновения новой печати историки видят в установлении контактов Ивана III с правителями Священной Римской империи, которые к этому времени обладали печатью, изображавшей двуглавого орла. Считается, что орел являлся свидетельством преемственности власти Московского государства от Византии, родовым знаком правителей которой и было изображение двуглавого орла.
На гербе в те времена красовались только две короны: по одной возле каждой головы орла, что представляется вполне логичным. Объяснимо и наличие у орла двух голов. В древнем Риме орел символизировал верховную власть и получил в законодательстве официальное наименование «римская птица» (avis Romana). Что касается Византии (Восточной Римской империи), то здесь двуглавый орел символизировал существование двух могущественных центров Византийской и Римской империй. Двуглавый орел, ставший гербом России при Иване III, обозначал единство царизма и православия.
Герб РФ что это такое и как он выглядит
Символ представляет собой красный щит, у которого закругленные углы снизу и заострение по центру. Оно похоже на стрелку, указывающую направление.
На фоне изображен золотой орел с двумя головами. Они увенчаны небольшими коронами. Данные короны соединены лентами и объединены большим по размеру символом власти.
В лапах птица держит скипетр и державу – древние знаки государственной силы.
На груди изображен еще один небольшой щит. Его содержание следующее:
- на красном фоне нарисован белый всадник и конь,
- у всадника развивается синий плащ,
- в руках наездник держит серебряное копье,
- острие направлено на черного дракона, которого топчет конь.
Герб иногда изображают и без красного щитка в качестве фона. Допустимы публикации в черно-белых тонах. Окончательный цветной образ был принят федеральным конституционным законом в 2000 году.
История двуглавого орла
Общая концепция двуглавого орла оставалась постоянной, но детали изображения постоянно менялись, отражая внешнюю и внутреннюю политику страны, характер правителей. В 1539 году была скорректирована фигура орла, в 1562 году на нем появляется изображение всадника, как древнего символа самодержавной власти, а при истово верующем царе Федоре Иоанновиче (1557-1598 гг) между головами орла возникает знак православия — голгофский крест.
В Петровскую эпоху на герб повлияли западноевропейские образцы. Так, с 1710 года щит с орлом иногда охватывала цепь ордена Святого апостола Андрея, а короны приняли императорский тип. На крыльях появляются титульные гербы.
Екатерина I в 1726 году утвердила новый герб — фон стал золотым, орел приобрел черную окраску с красным полем на груди и всадником («ездецом») по центру. Через три года абстрактный всадник был заменен известным мотивом — святым Георгием, поражающим змия. В 1740 году этот герб был выгравирован на Государственной печати и оставался неизменным до 1856 года.
В течение двух лет, с 1799 по 1801 годы, герб украшали мальтийский крест и корона. Это было сделано по приказу императора Павла I, который покровительствовал Мальтийскому ордену. Его сын Александр I убрал с герба мальтийский крест и корону, а также гербы вассальных земель (Финляндии, Казани, Астрахани и других), изменил форму крыльев (их концы были теперь опущены вниз) и форму щита на груди. Наконец, при Николае I были закреплены два варианта орла — один с поднятыми вверх крыльями, тремя коронами и титульными гербами, второй с расправленными крыльями и одной короной. И первый, и второй орел держали в лапах скипетр и державу.
Изменения 1857, 1882, 1883 годов коснулись таких деталей композиции, как положение Святого Георгия, количество и состав гербов на крыльях, фигуры архангелов. Тогда же были утверждены три варианта гербов для Большой, Средней и Малой государственных печатей, которые с небольшими вариациями просуществовали до 1917 года.
Ну так Смоленск или Новгород?
Как уже говорилось выше (см. ), в «Хронике Констанцского собора» Ульриха Рихенталя изображены два герба, связанные со Смоленском: герб «князя Федора пана Смоленска в Красной Руси» (идущие львы в двухчастном сине-золотом щите) и герб «князя Белой Руси» (четверочастный щит, в двух полях которого кресты на красном поле, а в двух других на синем поле золотые орлы, сидящие на задних половинах львов).
Гербы князя Федора Смоленского. т.н. Констанцская рукопись «Хроники Констанцского собора…», 1464 г.
Слева — герб «герцога Федора из Белой России, пана Смоленского» из аугсбургской печатной версии «Хроники Констанцского собора У. Рихенталя. 1483. Фото – Библиотека земли Баден, Карсруэ. Электронный архив. Справа — тот же герб «герцога Белой Руси и Смоленска». Гербовник Вернигероде (Шаффхаузен), 15 в.
Изображение из гербовника Конрада Грюненберга. 15 в. В описании нет никаких «Смоленсков». Герб назван «БЕЛАЯ РОССИЯ», в подписи присутствует также упоминание главного города этой Белой России, но прочитать его не удается…
Интересная разновидность этого герба изображена в гербовнике Виндхага: орёл и полулев в этом гербовнике разделены по разным полям герба и окрашены эти половины по-разному.
Гербы Белой Руси и Смоленской земли в обрамлении герба Великого князя Московского, Львовского, Русского и Лифляндского из «Гербовника из библиотеки графа Иоахима фон Виндхага«, 16 в. (Kolorierte Wappenbucher aus der Bibliotheca Windhagiana). Фото – библиотека Университета Тюбингена
Так уж получилось, что герб «Смоленска в Красной Руси» практически не использовался в более поздние годы (за исключением воспроизведения его в гербовнике Конрада Грюненберга) и был скоро забыт, а вот четверочастный герб «князя Белой Руси» стал восприниматься как герб Смоленской земли. На рисунке ниже этот герб изображен рядом со Смоленском на карте Каспара Вопелия, он же перепечатан в Польском гербовнике Марка Амброзиуса (1570 г.).
Герб Смоленской земли на карте Каспара Вопелия. XVI в.
Как смоленский герб он рассматривался и в русской историографии: В.Лукомский предполагал, что этот герб из «Хроники…» принадлежал сыну смоленского князя Юрия Святославича (бежавшего в Москву после занятия Смоленска поляками) Федору. По версии Г.Ражнева этот герб был «представлен собору смоленским князем Федором Юрьевичем, выехавшим в 1412 году за границу и вступившим в военно-монашеский Орден св. Иоанна Иерусалимского. Об этом говорят белые кресты на красном поле — главный символ этого Ордена. Белый крест — символ четырех христианских добродетелей, а красное поле — символ пролитой крови на поле брани. Половинки тулова льва с орлами — замаскированное изображение пушки, так как католическая церковь долгие годы называла пушки орудием дьявола и официально проклинала их». На наш взгляд эта версия не выдерживает критики; никаких сведений об использовании смоленского герба с пушкой до «Хроники…» нет. Да и процесс «вступления» князя Федора в монашеский орден с мгновенным получением орденских прибавок в герб выглядит сомнительной.
Представляется более интересным то, что князь Федор назван в «Хронике Констанцкого собора» князем Белой Руси. Да и герб с крестами, орлом и половиной льва в рукописной редакции «Хроники…» подписан как «Белая Русь». Между тем Белой Русью в те времена часто называли земли Великого Новгорода. На наш взгляд кресты в гербе Белой Руси могли символизировать связи Новгорода с Ганзой (даже на гербе Ганзейской конторы в Новгороде изображался подобный крестик), а странная композиция из орла, сидящего на разрубленном льве могла быть попыткой древних художников свести воедино различные изображения на новгородских печатях. Среди нескольких наиболее употребляемых типов новгородских печатей есть и печать с орлом, и печать с непонятным зверем, напоминающим льва. Чем не прототипы для герба?
Новгородские печати по книге В.Л.Янин, П.Г.Гайдуков »Актовые печати Древней Руси X-XII вв.»
Резюмируем: герб с изображением креста, орла и половины льва, часто идентифицируемые как герб Смоленска, скорее всего являлся гербом новгородской «Белой Руси». Это, конечно, гипотеза. Достоверное ее подтверждение вряд ли возможно…
Орёл с двумя головами
Изображение хищной птицы с развёрнутыми в противоположные стороны головами так же впервые обнаружено на реверсе монеты. Появившаяся позднее печать с аналогичным рисунком принадлежала периоду властвования Ивана III, что относится к XV столетию.
Малый герб Российской империи
Существует несколько теорий, объясняющих появление приоритетной составляющей части государственной символики России. Все гипотезы объединены единым датированием (конец XV века). Два предположения основываются на факте заимствования. По одной версии, первоисточником мог служить символ Священной Римской империи, по второй — геральдический знак стран Балканского полуострова. Третий вариант объяснения (самый популярный) базируется на факте хронологического совпадения. Софья Палеолог, ставшая второй женой Ивана Великого, была племянницей последнего византийского императора. Заключение династического брака примерно совпало с началом периода, когда на Руси стали появляться монеты с изображением орла, совпадающим с фамильным гербом новоявленной Великой княгини Московской.
Печать Временного правительства 1917 г.
Что символизируют цвета
Цветовое оформление играет значительную роль в геральдике, это оптимальное средство передачи конкретизированного значения языка символов. Существует и общепринятое толкование, допускающее незначительную вариативность. Щит, являющийся фоном, изображается красным, что означает кровь, пролитую защитниками Родины в многочисленных сражениях против внешних врагов во имя сохранения независимости. Наряду с мужеством и отвагой, оттенок олицетворяет яркое чувство, в частности — любовь к Отечеству, которая проявляется в бескомпромиссной стойкости его граждан, готовности защищать рубежи, в братском отношении к соотечественникам разных этнических групп.
проект Г. А. Ильина. 1918
Двуглавый орёл имеет золотистый цвет, что отражает богатство во всех смыслах. Речь идёт не только о материальных ресурсах и благах, но и о природном достоянии, а также духовной, душевной составляющей. Последнее понятие тесно связано с проявлениями качеств, выполняющих роль духовной канвы в православии — сострадания, милосердия, смирения, великодушия и верности. Во времена Петра Первого орёл окрашивался в чёрный цвет, как выражение преемственности имперских традиций Византии, а золотистый цвет «вернулся» к птице только в 1993 году.
Щит на груди орла — вновь красный, а «заключённая» в его границах композиция воспроизведена с преобладанием серебристых тонов. Таким создан всадник, копьё и конь. Светлые тона — чистота мыслей и намерений, благородные устремления к высшим идеалам. Ярким элементом на таком фоне кажется плащ воина — он синий, что обозначает освобождение или стремление к достижению и сохранению свободы, а также мирное небо над головой. Змей под копытами коня — чёрный, это знак, олицетворяющий зло, альтернативная трактовка побуждает воспринимать чёрный цвет как символ памяти, неизбывной скорби о погибших в кровопролитных войнах разных эпох, одновременно это и демонстрация постоянства в преодолении тяжёлых испытаний.
Проект герба предлагавшийся Конституционной комиссией РФ
Герб РФ на документах
Приемлемыми остаются изображения, где отсутствует рамка в виде щита, а также монохромные и тонированные (с использованием одного оттенка) вариации. Если на бланке нужно разместить герб России на одной линии с городскими эмблемами, официальный государственный символ располагается:
- в центре, если символов — нечётное количество;
- с левой стороны, первым при наличии двух изображений;
- левее центрального положения, если количество эмблем — нечётное (вторым в ряду из четырёх знаков).
Государственный герб России имеет схожие черты с рисунком, ставшим основой для герба Москвы. Однако возможная путаница в деталях — недопустима, так как является прямым нарушением соответствующего закона, где тщательно прописано описание каждой составляющей части.
Герб Москвы
Отличительные нюансы герба РФ:
- Всадник в развевающемся плаще синего цвета с разящим копьём в руке является абстрактным, собирательным символом, который недопустимо идентифицировать с конкретной личностью, в частности, С Георгием Победоносцем. Последний причислен к лику святых, а значит, его изображение должно содержать символ святости (нимб). У воина на гербе страны этого нет.
- Конь опирается на три ноги, а одну переднюю — держит в поднятом положении, неприемлемо изображение скачущего коня, у которого только две задние ноги касаются земли (как на геральдическом опознавательном знаке Москвы), нарушением является и «разворот» коня и всадника в другую сторону.
- Поверженный дракон перевёрнут на спину, на столичной эмблеме (герб можно отнести к соответствующему подвиду) он изображается стоящим на 4-х лапах и головой, повёрнутой к наезднику.
В законе «О Государственном гербе Российской Федерации», вошедшем в Конституцию, содержится детальное описание элементов рисунка. Пояснения исключают неверную визуальную трактовку, намеренное или случайное смысловое искажение.
Гербы городов России
В большинстве случаев гербы существуют не у городов, а у субъектов Российской Федерации. Однако есть некоторые исключения, к примеру: Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. Они мало напоминают официальный герб России. Все они считаются городами федерального значения и имеют право на собственный герб. У Москвы это всадник на коне, закалывающий змея, аналогичный тому, который расположен на государственной символике, но все же несколько отличающийся. Существующее на данный момент изображение является максимально приближенным к тому, которое существовало у Москвы и ее князей ещё во времена Древней Руси.
У Санкт-Петербурга герб намного более сложный. Утвержден он был в далеком 1730 году и относительно недавно возвращен именно к тому состоянию, в котором изначально и принимался. Прообразом этого символа послужил герб Ватикана. Скипетр с государственным орлом и корона символизируют то, что этот город долгое время являлся столицей Российской Империи. Два перекрещенных якоря обозначают, что Санкт-Петербург является одновременно и морским, и речным портом, а красный фон символизирует кровь, пролитую во время войны со Швецией.
Двуглавый орёл — символ России
Герб СССР
После революции символ потерял все атрибуты. Советская власть лишила птицу короны, скипетра, державы, щита, ордена, признав их атрибутами монархии. Сам чёрный орёл ещё некоторое время был в обиходе. На смену ему пришёл знаменитый герб СССР — с серпом и молотом, земным шаром, колосьями и звёздами.
В конце 1993 года, после распада СССР, орёл вернулся в государственную символику. Причём вернулся в «византийском» стиле — в золотом цвете. Над головами орла, по примеру царской Руси, расположились три короны. В цепких лапах зажаты скипетр и держава, как было при царях и императорах. Интересно, что герб придумал человек, далёкий от геральдики. Эксперты отмечают, что в современном орле присутствует много неточностей: слишком узкие глаза, короткие, как у попугаев, клювы, слишком тонкие лапы и скудное оперение.
- Пивной алкоголизм и закат эпохи, когда пенное пили, как воду
- Как проходил первый в истории СССР конкурс красоты
- Почему зарубежным специалистам нравилось в СССР
- Поколотить попа и остаться безнаказанным
- 16 видов пыток, которые сегодня практикуются в российских тюрьмах
Чей же лук со стрелами
В предыдущей главе мы уже упоминали загадочный герб «короля Руси» — синий щит с изображением двух рук, натягивающих лук перед выстрелом. Точно такой же герб изображен и в практически копии гербовника Конрада Грюненберга — гербовнике Георга Ортенбурга, 1602 года.
Герб «Короля Руси» в гербовнике Конрада Грюненберга. 1480 г.
Тот же русский герб в Гербовника Георга Ортенбурга. 1602 года (фактически — копия рисунка из Грюненберга).
Украинские исследователи считают, что это одно из первых изображений герба города Киева. Действительно изображение самострела, арбалета или куши — первый известный городской символ Киева. Однако есть ряд обстоятельств, заставляющих засомневаться в «киевской» версии:
Как правило, древние гербовники имеют четкую структуру: например, сначала описываются гербы королевств в пределах Священной Римской империи, затем королей, не входящих в империю, затем — восточных владык, информации о которых мало, затем — полуфантастические государства, затем — страны, о которых вообще почти ничего не известно (вроде полумифического царства пресвитера Иоанна или страны людей с собачьими головами); а после завершения описания гербовладельцев королевского сана начинают рассказывать о следующих в феодальной иерархии группах: великих герцогах, герцогах, епископах и т.п.
Давайте посмотрим, в какой части гербовника Конрада Грюненберга расположен якобы киевский герб. Итак листаем гербовник: идет рассказ об императоре Священной римской империи, королевствах в пределах Германии, затем — соседи Германии, потом окраины Европы — короли Сицилии и Калабрии; потом другая окраина — король Польши (вместе с гербами Литвы и Руси с центром во Львове); затем короли Наварры, Гранады, короли Далмации и Хорватии; со следующей страницы начинаются сомнительные гербы короля Эфиопии, библейской Сабы, несколько индийских королей, императоры Китая. Персии, несколько гербов татарских ханов, герб Эдома близ Иудеи, герб библейского короля Балтазара, несколько неизвестных гербов, и наконец — герб «КОРОЛЯ РУСИ». После него идут еще несколько сложноидентифицируемых «королей», а затем автор переходит от фантазий к вполне адекватной информации о следущей ступени иерархии — европейских герцогах.
Будь герб с руками, луком и стрелой действительно гербом Киева, он должен был размещаться либо в разделе Польского королевства (там же, где герб Руси с центром во Львове), либо в разделе великих герцогов (князей), рядом с Мазовией. А фактически руки с луком размещены среди малоизвестных европейцам азиатских «королевств», но именно самостоятельных королевств, а не зависимых от них герцогств или княжеств. Наиболее естественно было бы разместить там именно герб Московской Руси, информации о которой (тем более, достоверных сведений о ее гербе, у европейцев не было).
Вы спросите, а почему же не осталось никаких поздних свидетельств о связи лука со стрелой и герба Московии? Во-первых, герб в гербовнике Грюненберга скорее всего фантазийный, приписанный Москве (равно как и большинство гербов азиатских «королей»), а во вторых — свидетельства остались: на хорошо известной в древности карте Олафа Магнуса рядом с сидящим на троне царем Иваном Васильевичем изображен как раз гербовый щит со всадником, натягивающим лук (а совсем не копейщик).
Морская карта Carta Marina Олафа Магнуса 1539 г. Рядом с царем Иваном Васильевичем (MAGNUS PRINCEPS MOSCOVITAR) изображен герб — всадник, стреляющий из лука.
Значение составных частей герба
Традиционное толкование элементов современного герба таково:
Описание символа
Значение геральдики
Три короны
Суверенитет как Федерации в целом, так и её субъектов.
Скипетр и держава
Символы как государственной власти, так и единства страны.
Георгий Победоносец, пронзающий копьём змея
Многозначный символ
Основные трактовки сводятся к следующему:
Символ борьбы добра со злом;
Символ защиты Отечества;
Символ княжеской власти (именно с этой целью всадник был добавлен при Иване Грозном).
Кресты на коронах
Уважение к истории государства, тесно связанной с православием, и дань уважения важной роли РПЦ в ней.. Отдельно следует сказать об элементах советского герба
Лозунг прописан на всех языках СССР, входящих в Союз. Однако лозунг, прописанный на русском языке, занимает центральное место, что говорит о его связующей роли в Союзе. Серп и молот символизируют труд, а также союз двух основных классов страны — пролетариата и крестьянства
Отдельно следует сказать об элементах советского герба. Лозунг прописан на всех языках СССР, входящих в Союз. Однако лозунг, прописанный на русском языке, занимает центральное место, что говорит о его связующей роли в Союзе. Серп и молот символизируют труд, а также союз двух основных классов страны — пролетариата и крестьянства.
Пятиконечная звезда является старинным символом.
В разные годы использовавшимся различными народами и группами, в том числе христианами. Однако на советском гербе звезда символизирует Красную армию (символ бога войны Марса), т.е. защиту всех трудящихся страны. Обилие красного символизирует тяжесть борьбы за диктатуру пролетариата. Земной шар является прямой отсылкой к идее мировой революции.
Но вернёмся к текущему формату важнейшего государственного символа, поскольку трактовка его основных элементов не столь однозначна как считается и не объясняет, почему герб России их содержат.
Значение гербовой символики
Эмблема страны воссоздана Санкт-Петербургским художником Евгением Ильичом Ухналевым.
У Большого герба имеются существенные различия с современным символом:
- орлиный клюв раскрыт шире на царском гербе;
- в современной интерпретации нет ни гербов княжеств, ни цепи апостола Андрея Первозванного;
- конник развернут в современном варианте вправо по отношению к смотрящему на изображение, в императорском – в другую сторону;
- цветовая палитра императорского герба – черно-золотая, современного – красно-золотая.
Современный вид герба РФ близок к гербу царских времен с атрибутикой той эпохи, но символика его элементов переосмыслена и стала иметь иное значение:
- Двуглавый орел, будучи первоначально символом государства, наследовавшего Византии, в наше время просто подчеркивает могущество и силу государства, трансконтинентальный характер страны, частично расположенной в Европе, частично – в Азии. Перья птицы сейчас расположены в три ряда, что трактуется такими понятиями, как добро, истина и красота.
- Три короны воплощают уровни власти либо ветви власти. Короны Петра Великого теперь символ российского суверенитета. Поначалу это был знак Святой Троицы, а позже обозначал три царства.
- Держава в современной версии олицетворяет целостность, единство государства и его могущество. Скипетр стал олицетворением государственного суверенитета страны, ее политической независимости. Изначально эти предметы являлись просто атрибутами царской (императорской) власти.
- Фигура всадника, поражающего дракона, сохранила свое историческое значение. Это изображение символически показывает победу добра над злом, и всадник — Георгий Победоносец – выступает здесь как защитник Отечества. Щит также традиционно олицетворяет защиту.
- Черный дракон становится олицетворением тяжелых испытаний в судьбе страны, а также он является знаком скорби по невинно погибшим.
В целом символика герба РФ на сегодняшний день обозначает государственную власть и единство страны.