Рисунки для батика для начинающих: эскизы для росписи по ткани

Как изготовить раму

Четыре деревянных бруска необходимой длины скрепляем между собой саморезами по углам, чтобы в итоге у нас получилась квадратная или прямоугольная рамка. Толщина бруска может быль любой, но лучше брать не очень тонкий брусок (во время работы раму с натянутой тканью нужно положить на ровную поверхность так, чтобы ткань не соприкасалась с поверхностью).

На раму при помощи канцелярских кнопок закрепляем ткань. Можно крепить слегка влажное полотно. Сначала прикалываем углы, затем фиксируем кнопки по центру каждого края, следом крепим все остальные кнопки.

Краски, резерв и инструменты
Красок для тканей существует много, как отечественного, так и импортного производства. Обязательно покупайте краску в специализированном магазине, так как от качества краски будет зависеть внешний вид изделия и его долговечность.

Резерв для холодного батика может быть различного состава. Можно купить готовый резерв или сделать его самим.

Возможный состав резерва для холодного батика:

  • Резиновый клей — 200 г, бензин — 250 г, пчелиный воск — 50 г.
  • Резиновый клей — 200 г, бензин — 250 г, парафин — 50 г.
  • Резиновый клей — 215 г, бензин — 200 г, вазелин — 85 г.

Для приготовления резерва можно использовать металлическую или стеклянную банку. Банку помещают в металлическую посуду (ковш, кастрюлю). Варят резерв на водяной бане.

Сначала в банку кладут парафин, потом — резиновый клей и остальные добавки

Бензин вливают в последнюю очередь осторожно и постепенно. Это делается для того, чтобы при необходимости можно было уменьшить или увеличить количество бензина в зависимости от густоты полученной массы

Всё хорошо перемешивают и снимают готовый резерв с электроплиты. Хранить резервную смесь нужно в банке с плотно закрытой крышкой.
Обязательно соблюдайте меры противопожарной безопасности и не забудьте открыть окна, чтобы проветрить помещение.

Мастер-класс по раскрашивания ткани

Как научиться рисовать техникой батик в домашних условиях? Предварительно необходимо ознакомиться с несколькими требованиями. Они заключаются в следующем:

  • Предварительно необходимо осуществить выбор и правильную подготовку ткани;
  • Нанесение разметки для рисунка. Для этого используют уголь или графит.
  • Современные ремесленники предпочитают использовать готовые трафареты или специальные шаблоны.
  • Некоторые мастера предпочитают использовать стеклянный стол, внизу которого присутствует рисунок.
  • Благодаря этому его легко нанести на поверхность ткани;
  • Окрашивание ткани при помощи специального оборудования.

Что понадобится для мастер-класса по технике батик? Для этого воспользуемся:

  • Хлопчатобумажная ткань;
  • Пяльца;
  • Краска для шелка;
  • Специальный резерв для красящих компонентов;
  • Стеклянная трубка или аппликатор;
  • Набор кистей;
  • Декоративный контур для оформления границ ткани.

Переходим к рисованию на ткани техникой батик своими руками.

Для этого придерживаемся нескольких простых действий:

  1. Хлопчатобумажную основу необходимо постирать с использованием мыла. Благодаря ему удаётся создать на поверхности ткани в тонкую плёнку, которая позволит предотвратить преждевременное впитывание краски;
  2. Далее, влажную ткань натягиваем на пяльца и оставляем до полного высыхания;
  3. Теперь необходимо выбрать подходящий шаблон и нанести его на поверхность рабочей основы;
  4. После чего можно переходить к нанесению резерва. Состав позволит предотвратить растекание и смешивание красителей после их нанесения;
  5. Предварительно заполняем фоновые оттенки;
  6. Далее, переходим к раскрашиванию отдельных деталей. После нанесения первого слоя краски могут немного побледнеть. При добавлении второго слоя изображение станет более ярким;
  7. Поочередно раскрашиваем каждую часть шаблона. После нанесения ярких пигментов необходимо дождаться их полного высыхания;
  8. Наше полотно готово! Теперь отрезаем лишнюю ткань и помещаем поделку в красивую раму. На фото представлено изделие, выполненное в технике рисования батик.

Что такое батик – определение, разновидности

Батик («batik» – капля воска, инд.) – роспись которую делают на ткани, производится вручную. Эта разновидность творчества, широко распространяется в Китае, Индии, Японии и странах Африки, обретает своих фанатов и в Европе. Все больше нынешних мастериц выбирают для себя это уникальное, но очень интересное занятие – роспись ткани.

В основе технологии исполнения лежит принцип штриховки с помощью специальной краски отдельных мест шелковой, хлопковой, синтетической или шерстяной ткани, полностью обработанных парафином, специальным клеем, или другим резервирующим составом.

Первые материалы, расписанные в технологии батик, появились в четвертом веке до н.э. Древние египтяне хоронили людей, завернутыми в эти великолепные материи.

Разновидности батика:

  • Холодный батик – резервирующий состав накладывают по контуру и оставляют для просыхания. Потом рисуночек расписывают нужными красками. Наиболее простой метод.
  • Горячий батик – на материал накладывают расплавленный воск и после того, как он застынет, рисуночек раскрашивают различными цветами.
  • Свободная роспись – предварительное резервирование не производится, в работе применяют красочки с загустителем.
  • Узелковый батик – на материале завязывают узелочки и скручивают ткань перед покраской. Это помогает получить интересные разводы и узорчики.
  • Шибори (сибори) – рисуночек, созданный в результате покраски сложенного материала. Японская техника выполнения изображения.

Немного истории

Учёные не пришли к единому мнению о времени возникновения искусства батика. Большинство считает, что этот способ оформления ткани появился в XIII-XIV вв. Но корни его, несомненно, уходят в глубокую древность. Родиной батика принято считать индонезийский остров Ява, где это искусство получило наибольшее развитие.

Мне довелось побывать в одной мастерской, занимающейся художественной росписью тканей. Индонезийки — настоящие мастерицы, украшающие неповторимым и сказочно красивым рисунком предметы одежды и интерьера.

Виды ручной росписи тканей способом «батик»
Батик — это способ росписи ткани, при котором участки ткани, которые не должны быть окрашены, покрываются специальной смесью — резервом. В качестве резерва может быть использован парафин, пчелиный воск или различные смолы.

Инструменты

Краски на ткань наносятся с помощью кисти. Кисти бывают различных форм и размеров, с натуральной и искусственной щетиной. Для мелких деталей возьмите тонкие кисти с острым кончиком, фон или крупные детали удобно прокрашивать поролоновой плоской кистью.

Резерв наносится с помощью стеклянной трубочки с заострённым концом или пластмассовой бутылочки с металлической насадкой. Их можно купить в магазине вместе с красками. Для нанесения резерва также используют чертёжный рейсфедер.

Для устранения подтёков краски вам понадобятся ватные палочки и спонжи.

Ну вот, теперь, когда подготовка к работе закончена, можно немного отдохнуть и приступить непосредственно к ручной росписи ткани способом «батик».

Что это такое?

Батик – обобщенный термин, предполагающий под собой несколько способов ручного рисования на различных видах тканевого материала. За основу описываемой техники взят принцип резервирования. Говоря простыми словами, на ткань наносится рисунок, контур которого покрывается резервирующим составом, препятствующим растеканию красящих веществ по поверхности основы. Благодаря такой особенности мастера создают узоры любой сложности.

В качестве разделителя границ используется специальный состав закрепителя, называемый в художественном мире резервом. Основными компонентами при его изготовлении являются бензин, парафин и водная основа.

Техника исполнения батика основывается на том, что составные части резерва, а именно парафин, резиновый клей, различные смолы, не позволяют красящему составу пройти сквозь себя. Для самой работы за основу рабочего полотна используются хлопковый материал, шелк, шерстяные и синтетические ткани. Чаще всего творческие личности стараются преобразить одежду, например, футболки или джинсы.

Для обновления старых предметов гардероба, кухонных полотенец и тряпочных аксессуаров техника ручной росписи по ткани считается незаменимой, при этом в батике различаются несколько видов исполнения, позволяющих работать с разными типами ткани и красящими составами.

При создании творческого шедевра художественные натуры выкладываются по максимуму. Готовые работы получаются уникальными, яркими и неповторимыми. Стоит отметить, что многие художники, профессионально занимающиеся росписью по ткани, сумели создать собственную линию одежды, повторить которую не представляется возможным.

Роспись платка

Рассмотрим мастер-класс по созданию модного аксессуара с цветами своими руками. При выполнении техники безопасности и инструкции по шагам, возможно, получится не только новая красивая вещь, но и новый художник по шелку.

Статья по теме: Плетение корзин из лозы для начинающих: как плести своими руками с видеоуроками

Для начала приготовьте такие материалы по списку:

  • шелковый отрезок;
  • краски, предназначенные для шелка;
  • кисти щетинные, синтетические и натуральные;
  • подрамник из деревянных брусков;
  • воск или свечи;
  • старые емкости эмалированные и жестяные;
  • канцелярские гвозди с широкими шляпками;
  • газетная макулатура;
  • шаблон, картинки;
  • очищенная или дистиллированная вода.

Шаг 1. Ткань нужно простирать в горячей воде, даже если она новая. Нужно смывать все нежелательные химические соединения, которые могут остаться от производства, так как химические краски могут реагировать и испортить цвет. Не высушенную ткань натягиваем на подрамник с помощью кнопок, сначала за углы, затем за середины сторон, и так далее, пока наш платок не будет натянут как барабанная поверхность.

Шаг 2. После высыхания подкладываем под низ эскиз. Тонкое полотно шелка почти прозрачное. На хлопке рисунок можно нанести фантомный маркером или мягким карандашом. Опытные мастера могут навести чантингом свободный рисунок.

Шаг 3. Растапливаем воск на водяной бане. Закидываем кусочки в жестяную баночку, помещаем в кастрюле с небольшим количеством воды, ставим на огонь, также в баночку с воском разогреваем щетинные кисти.

Шаг 4. Начинаем «рисовать» на сухой ткани. Воск наносим на предполагаемые самые светлые места и разбрызгиваем кистями. Слегка намочив ткань водой, берем краски самых светлых тонов или очень разбавленными цветами дистиллированной водой. Теперь даем высохнуть.

Шаг 4. Добавляем еще линий из воска и еще брызг, снова покрываем красками, но уже по тону темнее. Проделывайте эти манипуляции до последних штрихов.

Шаг 5. По завершению окрашивания, снимаем ткань с подрамника. Теперь нам нужно снять воск сначала механическим способом, отшелушить его вручную. Затем берем кипу газет и начинаем выпаривать утюгом между бумагой оставшийся воск, пока газеты не станут чистыми.

Статья по теме: Трикотажный шов в вязании спицами: закрытие петель с фото и видео

Виды росписи по ткани

Главная особенность техники батик — разные цвета рисунка отделяются друг от друга контуром. В зависимости его типа выделяют несколько разновидностей:

  1. Горячий батик. Он подразумевает разделение деталей рисунка с помощью горячего воска, нанесенного на ткань по контуру рисунка. Он наносится специальным инструментом — чантингом. С этого вида батика началась история этой техники в целом и появилось ее название.
  2. Холодный батик. Появился намного позже с развитием химического производства. В нем применяется специальный резервирующий состав, похожий на гель и застывающий после нанесения на ткань. Его рецепт содержит бензин и клей, поэтому варить резерв в домашних условиях небезопасно. Так что лучше приобрести готовый набор. Холодная техника требует меньшее количество усилий, чем горячий батик, так как нанести специальный состав куда проще, да и ведёт он себя послушнее. К тому же люди стали использовать специальные жидкие краски по ткани, что тоже облегчает творческий процесс. Эта техника хорошо подходит для начинающих.
  3. Узелковый. Не предполагает нанесения резерва на ткань. Рисунок создаётся путем завязывания на ткани узелков в определенных местах, а затем окунания всей материи или ее частей в краску. Благодаря узелкам создаются неповторимые разводы, которые прекрасно выполняют роль лепестков цветов, листьев и бутонов.
  4. Шиборинг. Близок к узелковому батику и представляет собой создание рисунка на ткани путем прессования определенных ее частей. Шиборить можно на шерстяных изделиях, в том числе и сваленных, а также на шёлке.
  5. Свободная роспись по ткани. В ней не используется контур, а потому цвета плавно переходят друг в друга. Эта техника не так проста, как кажется на первый взгляд. Ведь на материю краска ложится совсем по-другому, нежели на бумагу.

https://youtube.com/watch?v=Io7RK3yRHgw

Техника холодного батика

При холодном батике требуется: 

Убедиться, все ли вещества и материалы у вас есть под рукой, приступая к окраске: 

  • карбонат натрия (кальцимированная сода),
  • мочевина,
  • банки, в которых будет готовиться смесь красителей,
  • нитки, леска или другие материалы для создания узора на ткани,
  • небольшие бутылочки или пипетки, с помощью которых можно аккуратно нанести краску на ткань,
  • емкость, в которую помещается ткань в раствор карбоната натрия, например, ведро и тазик,
  • тонкие перчатки, лучше резиновые,
  • мерные чашки и ложки,
  • маска, оберегающая дыхательные пути от порошка,
  • рабочая одежда.

Перед окраской с тканью тоже придется поработать: необходимо ее постирать, чтобы удалить все вещества, которые будут препятствовать красителю при окрашивании волокна.

  • Приготовьте раствор карбоната натрия. В среднем, необходимо чуть больше половины стакана кальцинированной соды на 4 литра теплой воды.
  • Подготовьте ткань. Ее кладут на рабочую поверхность, закрепляют с помощью резинок и окрашивают определенным способом (скручивают, завязывают). 
  • Обработайте ткань составом. Достаточно просто опустить материал в раствор и пропитать в течение 5 минут. Некоторые оставляют ткань на всю ночь, такое тоже возможно. 
  • Отожмите ткань.
  • От количества фиксажа зависит результат окрашивания и его непредсказуемость. Рисунок будет неопределенный. Если вам необходим четкий рисунок, то рекомендуется высушить ткань перед окрашиванием.
  • Подготовьте состав для растворения красителя. Вам потребуется растворить 3/4 стакана мочевины и 2 чайные ложки лудигола на 1 литр горячей воды . Краски, приготовленные на данном растворе, могут долго сохранять свои свойства. 

Что делать, если у вас отсутствуют компоненты для раствора? Выход есть. Можно просто растворить порошковый краситель в горячей воде, однако эффект будет не таким потрясающим. 

Для ярких, насыщенных оттенков необходимо взять 3-6 чайных ложек красителя на стакан заранее приготовленного химического раствора.
Для средней степени насыщенности оттенков потребуется 2-4 чайные ложки на стакан химического раствора. 

Для светлых или пастельных оттенков  необходимо 1-2 чайных ложек.

Краситель делают порошкообразным, высыпают в горячую воду, после чего необходимо дождаться растворения порошка. 

Распространенной ошибкой является малоэффективная интенсивность цвета, после того как высыхает краситель. Если вы работаете в технике узелкового батика или «шибори», то с этой ошибкой уже ничего не сделать, результат изменить не получится. Будьте внимательны, если в рамках вашей задумки цвет должен быть достаточно насыщенным, то используйте больше краски. Для подстраховки ткань можно также пропитать с изнаночной стороны.

Когда красящий раствор нанесен, то необходимо перемотать пленкой изделие и оставить на некоторое время (от 3 до 10 часов). Спустя несколько часов необходимо промыть изделие. При этом повязки, которыми вы фиксировали ткань при первой промывке, не удаляют. Вода должна быть комнатной температуры. Осуществляйте процедуру обязательно в перчатках!  Во время второй промывки используйте уксус (примерно 100 гр 3% уксуса на 5 л воды). Лишь только после этого снимите фиксирующие повязки и промойте изделие в третий раз.  После этого снимите перевязки и полощитеизделие до тех пор, пока вода не станет чистой.

Совет: для упрощения процедуры полоскания можно добавить моющее средство – синтрапол, который очень хорошо удаляет краситель с полотна. 

Завершающий этап работы – сушка изделия.

Что такое батик – определение, разновидности

Батик («batik» – капля воска, инд.) – роспись которую делают на ткани, производится вручную. Эта разновидность творчества, широко распространяется в Китае, Индии, Японии и странах Африки, обретает своих фанатов и в Европе. Все больше нынешних мастериц выбирают для себя это уникальное, но очень интересное занятие – роспись ткани.

В основе технологии исполнения лежит принцип штриховки с помощью специальной краски отдельных мест шелковой, хлопковой, синтетической или шерстяной ткани, полностью обработанных парафином, специальным клеем, или другим резервирующим составом.

Первые материалы, расписанные в технологии батик, появились в четвертом веке до н.э. Древние египтяне хоронили людей, завернутыми в эти великолепные материи.

Разновидности батика:

  • Холодный батик – резервирующий состав накладывают по контуру и оставляют для просыхания. Потом рисуночек расписывают нужными красками. Наиболее простой метод.
  • Горячий батик – на материал накладывают расплавленный воск и после того, как он застынет, рисуночек раскрашивают различными цветами.
  • Свободная роспись – предварительное резервирование не производится, в работе применяют красочки с загустителем.
  • Узелковый батик – на материале завязывают узелочки и скручивают ткань перед покраской. Это помогает получить интересные разводы и узорчики.
  • Шибори (сибори) – рисуночек, созданный в результате покраски сложенного материала. Японская техника выполнения изображения.

Процесс рисования

1. Делаем набросок простыми линиями, определяем расположение ткани.

2. Определяем влияние различных сил на ткань.

3. Установив источник света, делаем набросок цветом. В нашем примере свет падает с верхнего правого угла.

4. Начинаем прорисовывать складки с верхнего левого угла.

5. Всё еще работаем со складками в том углу. На ходу исправляем погрешности.

6. Покрываем цветом лицевую часть ткани на переднем плане.

7. Продолжаем штурмовать левый верхний угол.

8. Наконец добились правильной формы.

9. Прорисовываем еще более детально. Работаем с изгибами на заднем плане.

10. Еще деталей.

11. Немного работы мягкой кистью, отделяем задний план от переднего с помощью цвета.

12. Если продолжать орудовать мягкой кистью, можно сделать ткань еще более мягкой. Но у меня всё.

Рисование ткани занимает много времени, постоянно приходится что-то пробовать, корректировать, обращаться к референсам, но вам в итоге будет приятно посмотреть на свой собственный результат.

Виды

Техника росписи ткани делится на несколько видов в зависимости от того, какие материалы используются, и какие этапы необходимо преодолеть, чтобы получить поверхность с эффектным рисунком. Особенность того или иного вида состоит в том, что один вариант идеален для синтетических волокон, второй – для декорирования шелка и т.д. Более детально ознакомиться с их отличиями вы можете ниже:

  • Горячий батик. В качестве резерва применяется воск. Для его нанесения используется специальный инструмент, называемый чантингом. Воск помогает ограничить распространение красящего вещества, т.к. не поглощает его. Такой вид росписи называется горячим вследствие того, что используемый в нем воск обязательно расплавляют. Нанесение краски осуществляется в несколько слоев, по окончании работы воск тщательно удаляют. Такой способ применяется для росписи хлопчатобумажной ткани.
  • Холодный вид. Идеально подходит для декорирования искусственных материалов, шелка. В технике применяют краски, изготовленные на базе анилина. Резерв бывает густым, если в его составе имеются резиновые составляющие и негустым, когда в качестве основы выступает бензин. Резиновые наносятся из тюбиков, а бензиновые с помощью стеклянных трубочек. Кроме того, могут использоваться как цветные, так и бесцветные резервы. Холодный вид подразумевает однослойное нанесение краски, в связи с чем, работа требует от исполнителя большей аккуратности по сравнению с горячей технологией.
  • Свободная роспись. Широко применяется на материалах из натурального шелка и синтетических волокон. Для нее мастера часто применяют масляные краски и анилиновые красители.
  • Складной батик «сибори». Особенность этого вида состоит в том, что мастер выполняет перевязывание материи определенные образом, и только после этого окрашивает ее.
  • Узелковый вид. В этом случае на окрашиваемой ткани сначала делают множество небольших узелочков, перевязывая каждый из них ниткой. После окрашивания поверхности их аккуратно убирают.

Соблюдаем длину

Пример 1. До и после складывания

Верхний рисунок представляет ткань посредством цвета, а нижний – посредством условных равноотдаленных линий. И вертикальные, и горизонтальные линии до и после складывания имеют ту же длину. Крайний правый рисунок не соответствует схематическому рисунку из линий, потому что цвет в его центре не достаточно темный, что делает складку недостаточно глубокой и заставляет отрезок ткани выглядеть суженым, а не прямоугольным.

Пример 2. Складки в одном направлении

Пригодится вам в рисовании аксессуаров.

Обратите внимание, что крайний правый пример не плохой, но всё же и не самый удачный (по правде говоря, мною сначала был изображен именно он, но, после обнаружения ошибок – использован как неправильный пример)

Пример 3. Присобранные складки

Вспомните, когда нужно будет рисовать рукава или банты.

Заметьте, что верхняя, самая широкая часть нашего полу-банта – такой же длины, что и в несобранном состоянии. А вот нижняя часть, будучи деформированной, имеет приподнятые волнистые края. Длина при этом сохраняется – проверьте с помощью линейки. Окружность, которую формируют края ткани, также должна сохранять длину.

Силы, оказывающие действие на ткань

  • Гравитация
  • Силы природы (ветер, влага)
  • Различные объекты
  • Свойства самой ткани

Если потянуть с силой за края ткани, появится складка, как на рисунке ниже. Это свойственно эластичным тканям в наших купальниках.

Пример воздействия сил на ткань

Это фото Мэрилин Монро – отличный пример различного воздействия: ветер, натяжение от бёдер, сила притяжения.

Зеленые линии служат отличным примером сохранения длины. Направления складок различны, но, в конечном счете, их длина одна и та же.

Чем больше внимания вы уделите воздействию всевозможных сил на ткань, тем реалистичнее у вас получится её изобразить.

О референсах

Существует несметное количество форм тканей, поэтому выбрать правильный референс и следовать ему – очень важно. Не всегда под рукой найдется ткань, ну хоть какая-нибудь

Вы это понимаете, поэтому давайте рассмотрим альтернативные источники референсов:

  • Фотографии – целое множество, через поисковые системы и базы данных google, gettyimages и flickr.
  • Рисунки – через базы данных Art renewal center и wikimedia (куда можно попасть через ссылки со страниц художников на wikipedia).
  • Крепированная бумага – легко приобрести, подходит для рисования грубых тканей.

На что обращать внимания в референсах:

  • Силы действующие на ткань и соответсвующие изгибы тканей
  • Формы складок
  • Текстура (тень и свет, перелив цвета)
  • Объем (толщина и ширина складок, различие в форме изгибов)
  • Детали (небольшие складки и края ткани)
  • Структура ткани

Взглянув на ткань под микроскопом, мы увидим, что вся она соткана из волокон, равномерно переплетающихся друг с другом.

Поэтому ткань и не особо эластична. Следует держать это в уме, и сохранять единую длину линий.

Если об этом не позаботиться, мы изобразим ткань неправильной структуры, и это будет заметно даже новичку, хоть он и не скажет, что же всё-таки в рисунке не так

Обратите внимание на примеры, следующие ниже

Конечно же, правильно ткань тремя штрихами не изобразишь, рисунок придется подгонять и совершенствовать постепенно.

Свободная роспись

Выполняется без нанесения резервирующих контуров. Подходит для шелковых и синтетических тканей. Краски для такого батика выбирают масляные или на анилиновой основе.

Если используются растворимые в воде краски, то чтобы они не растекались, ткань смачивают солевым раствором (3 столовые ложки на стакан горячей воды) или пользуются соленой водой для разбавления красок при работе.

При нанесении горячего соляного раствора на ткань, получают различные эффекты, когда краски по-разному растекаются по поверхности:

  • Мокрая роспись, которая выполняется сразу по увлажненной ткани;
  • Роспись по полусухой ткани;
  • Нанесение рисунка на сухое полотно.

Батик бывает нескольких видов:

  • Холодный батик. Этот способ подразумевает нанесение резерва в виде замкнутого контура, в пределах которого осуществляется роспись красками.
  • Горячий батик. Расплавленный резерв может наноситься на контур рисунка и/или покрывать отдельные участки полотна.
  • Свободная роспись ткани. Первоначальный рисунок наносится краской, резерв используется только в завершающей обработке.
  • Узелковый батик имеет существенные отличия от предыдущих способов. Его трудно назвать росписью, это — окрашивание ткани. Полотно складывается различными способами, перевязывается в нескольких местах или прошивается нитками, после чего окрашивается краской.

Батик не имеет каких-либо жёстких рамок или традиций. Каждый мастер может применять различные варианты росписи, внося что-то новое, постоянно совершенствуя свою методику.

Украшать художественной росписью можно любую одежду (платья, платки, шарфы, рубашки и т.д.), предметы интерьера (шторы, покрывала, скатерти) и создавать отдельные панно.

Для начала давайте попробуем научиться искусству художественной росписи тканей холодным батиком.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Коробка с мышками
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: