Батик для начинающих: мастер-класс с трафаретами и шаблонами

Основные техники

Из-за того, что техника batika развивалась в разных странах, мастера изобрели множество способов росписи. Их актуальность до сих пор не изменилась. Каждый художник может выбрать наиболее подходящий вариант:

  • горячий;
  • холодный;
  • свободная роспись;
  • применение солевого раствора;
  • сибори;
  • узелковый.

Для горячего батика используется воск. Его наносят на ткань специальным инструментом — чантингом. Покрытые участки не окрашиваются, поэтому на текстиле образуется своеобразный узор. Эта техника подходит только для хлопчатобумажной ткани, она не портится от высокой температуры воска. После высыхания его удаляют тонким ножом или кипятят одежду. А если необходимо окрасить изделие еще одним цветом, то процедуру повторяют.

Холодный батик — европейское изобретение. В качестве резерва используется бензин, его наносят с помощью стеклянной трубочки. Краска ложится на ткань только в один слой, поэтому работать нужно аккуратно. В результате получается узор, похожий на акварельный рисунок.

При свободной росписи все зависит только от мастерства художника. Он наносит краску кистями, изображая любую картину. Иногда эту технику совмещают с контурной наводкой. Ткань предварительно можно пропитать солевым раствором или добавить кристаллы в краску. Это позволит выполнить мазки разной насыщенности.

Техника сибори практически не относится к батику, но про нее также стоит вспомнить при окрашивании текстиля. Изделие нужно сложить определенным образом (мастер сам выбирает, как именно это сделать) и окунуть в краситель.

Узелковый батик так называется из-за техники его выполнения. Полотно натягивали на раму и покрывали дополнительными нитями. Их завязывали в тугие узелки и наносили краску. Затем нити срезали, и в результате получался узор с белым горохом. Иногда текстиль красили в несколько оттенков. Для этого процедуру повторяли. Готовое изделие не гладили, чтобы оно приобрело эффект жатости. Сегодня эту технику выполняют без ниток, просто разрисовывают ткань маленькими пятнами, оставляя белые участки.

Батик — довольно известный и разнообразный метод окрашивания текстильных изделий. Это удивительное искусство почитают во многих странах, а умелым художникам оно приносит доход и славу.

https://youtube.com/watch?v=Dh3lWeBYDw8

Процесс росписи ткани

Состоит из двух крупных этапов – подготовки и непосредственно работы над росписью.

Подготовительные этапы

На первом этапе внимательно прорабатывается эскиз. Опытные мастера обычно пропускают этот шаг, так как уже умеют работать и без него.

Подготовка эскиза.

В качестве принта и узоров часто используют цветы. Такой орнамент легко вписать в любую композиционную схему. Кроме того, особенности техники позволяют делать цветы на ткани детальными и выразительными.

Эскиз советуют выполнять в натуральную величину. По сути это позволяет хорошо набить руку перед росписью на шелке. Так можно обнаружить и исправить ошибки, выстроить процесс работы и максимально точно перенести замысел на полотно.

Требования к эскизу.

Для выполнения техники холодного батика подойдут не все картинки

Важно, чтобы каждый элемент изображения на эскизе имел замкнутые контуры. Это нужно, чтобы цвета не смешивались между собой (только если подобное не замысел художника)

Также на эскизе должны соблюдаться законы композиции. Цветовое решение также стоит продумать на первом этапе.

Когда новичок только набирает опыт, лучше ограничить количество мелких деталей. Это риск размазать резерв, сделать рисунок «грязны». Мелкие детали к тому же сложнее обвести резервом, они часто сливаются в одно пятно.

После подготовки эскиза его можно обвести маркером. Так линии будут лучше видны сквозь ткань.

Подготовка инструментов и рабочего места.

Подготовленную ткань нужно туго натянуть на подрамник, чтобы при смачивании она не провисала, а краска не перетекала на соседние участки. Некоторые художники натягивают влажную ткань, в этом состоянии она более эластичная.

Для батика используют специальные рамы.

Перед началом работы подготавливают и колер. В красках для батика нет белого цвета, для создания светлых оттенков их разбавляют водой. Полученные цвета проверяют на образце той же плотности, что и основная ткань. Так можно убедиться, соответствует ли интенсивность цвета задуманной.

Специальные инструменты для холодной росписи – непосредственно связанные с резервом. Это может быть стеклянная трубочка и груша, с помощью которой резерв набирают, либо готовая туба с резервом. Как еще один вариант – специальная пластиковая емкость с длинным носиком, которую легко подобрать по фото.

decor-doma.ru

На носик надевают насадку, чтобы добиться тонкости линий.

Остальные необходимые инструменты те же, что и для свободной росписи.

Работа над росписью

Перенос эскиза на ткань.

Эскиз закрепляют на ткани с изнаночной стороны. Прилегать он должен плотно, чтобы все линии могли быть видны. Для этой цели зачастую используют световой стол.

Если резерв темный, то на ткань все линии переносят карандашом. Если прозрачный – исчезающим маркером.

Нанесение резервирующего состава.

Наносится состав по всем линиям, предусмотренным эскизом.

Качество нанесения проверяют чистой водой – смачивают участок предполагаемой росписи. Если вода не покинула границ, резерв нанесен хорошо. Если вода вытекла, то ткань высушивают и линию дублируют.

Если полотно прикреплено на подрамник, краска может перетекать от одного участка к другому. Для предотвращения этого достаточно провести линию резерва по периметру работы, где материал соприкасается с внутренним краем подрамника.

Работа в цвете.

  1. Начинать роспись лучше со светлых участков. Ошибки, сделанные светлыми оттенками, впоследствии можно перекрыть темными.
  2. Если краска преждевременно подсыхает, она образует дефект (затек). Чтобы краска наносилась равномерно, ткань до начала процесса увлажняют.
  3. Смочить материал обязательно и в том случае, если краска наносится с эффектом «омбре» градиентом из нескольких цветов.
  4. От степени увлажненности зависит резкость цветовых переходов. Так Чтобы прописать четкую линию, кисточка с краской и поверхность шелка должны быть практически сухими.

Скрытый резерв.

Контур вокруг каждого элемента придает дополнительную «декоративность» холодному батику. Если запланирована более сложная и реалистичная работа, то используется прием «скрытого резерва».

Прозрачный резерв наносится на высохшую расписанную ткань.
После этого внутрь нового контура заливается следующий цвет, темнее фонового.
Затем прозрачным резервом рисуется силуэт цветов

Важно нанести резерв без разрывов, потому как выявить дефект, не смачивая ткань, будет сложно. После высыхания резерва делается заливка рисунка насыщенным цветом

В итоге получаются цветы без белого контура. Если бы резерв наносился на неокрашенную ткань, получился бы противоположный эффект.

Скрытый резерв – это работа в несколько перекрытий, ее технику можно сравнить с горячим батиком. В результате создается впечатление работы без резерва.

Роспись по ткани на дому

Рассмотрим на наглядном примере создание шелкового шарфа своими руками.

Нам потребуется ряд материалов и инструментов, которые впрочем, доступны в продаже:

  1. Шелк размером 35*160 см;
  2. Резерв для холодного батика на основе бензина;
  3. Стеклянная трубка для резерва;
  4. Краски и по шелку;
  5. Кисти синтетические разной толщины;
  6. Рамка из деревянных реек;
  7. Канцелярские кнопки;
  8. Эскизы на картоне.

Шаг 1. Закрепляем мокрый шелк в подрамнике с помощью кнопок. Натягивать ткань нужно хорошо, чтобы у нас образовался упругий холст. Под низ помещаем бумагу с эскизом, теперь нам будет легко повторить рисунок.

Шаг 2. Первые штрихи мы наносим резервирующим составом. Набираем его в стеклянную трубку спринцовкой или шприцом. Жидкости наливаем немного, чтобы с прикасанием к ткани она не растеклась широким пятном. Состав наносим по контурам рисунка, не допуская разрывов. Нужно дать время просохнуть линиям.

Шаг 3. Начинаем расписывать шарфик красками, намочив большую кисть прокипяченной холодной водой, пройдитесь по всем участкам, затем, макая в краску, сделайте легкие разводы. Это первый слой. Ждем высыхания.

Особенности по художеству

Краски маркируются по назначению и имеют сопутствующую инструкцию к применению. Акриловые и анилиновые краски разбавляются водой, но не спешите набирать ее из под крана. Воду нужно использовать предварительно очищенную или дистиллированную, во избежание некрасивых разводов из-за примесей в воде.  Хотя наоборот, если специально добавить обычную поваренную соль в раствор, то можно разрисовать красивые пятнистые капли.

В батике рисование обычно начинают с нанесения специального резервирующего состава, который будет ограничивать краску.

Краски в основном на водной основе, поэтому можно варьировать оттенками и насыщенностью разбавляя в воде. Кисти используются в основном синтетические. На шелке и тонких тканях используют чаще легкие анилиновые красители, акрил берется тяжелой пленкой и желательно его использовать либо в очень разбавленном виде, что приведет к потере яркости цветов, либо на плотных тканях. Впрочем, на футболках достаточно часто встречается резиновые аппликации, которые в большинстве случаев не портят вид.

Для рисования по ткани нужно запастись не только красками и специальным раствором для резерва, но и достаточно экзотическими инструментами — трубки для жидкостного резерва на основе бензина и резинового клея и медным чантингом, если используется горячий воск.

Ткань закрепляется на рамке из деревянных реек с помощью кнопок. Использовать можно дощечку, если объем работы небольшой. Картинки наносятся также различными способами. В зависимости от степени художественных навыков, можно использовать трафареты и шаблоны, или же разрисовать кистями вручную.

  • https://zhenskie-uvlecheniya.ru/texnika-i-vidy-batika-dlya-nachinayushhix-mini-enciklopediya-dlya-ishhushhix-novoe-xobbi.html
  • http://dekormyhome.ru/rukodelie/batik-rospis-po-tkani-dlia-nachinaushih-master-klass-s-foto-i-video.html
  • http://sdelatlegko.ru/texnika-batik/
  • http://dekormyhome.ru/rukodelie/batik-dlia-nachinaushih-master-klass-s-trafaretami-i-shablonami.html

Узелковый батик: техника выполнения для начинающих

Принцип узелкового батика – механическое резервирование ткани. На сгибах и в узлах материя либо не прокрашивается вовсе, либо окрашивается в более светлый оттенок. Техника узелкового батика доступна каждому. Вовсе не обязательно иметь художественные навыки, чтобы заниматься этим увлекательным видом росписи ткани.

Материалы и принадлежности:

  • ткань хлопчатобумажная светлая
  • анилиновые красители для тканей х/б
  • плотная нить, веревка, жгут или шнур
  • палитра
  • емкость для окрашивания
  • лопаточка для помешивания

Вся работа в узелковой технике состоит из трех этапов:

Этап 1. Подготовьте ткань к окрашиванию одним из способов:

  • зашейте
  • завяжите
  • скрутите
  • сложите
  • подогните

Этап 2. Опустите подготовленную ткань в емкость с разведенным красителем. Если вы желаете получить плавные размытые переходы цвета – предварительно смочите ткань. Для образования резких цветовых границ оставьте материю сухой.

Этап 3. После того, как материя прокрасится, сполосните ее под проточной водой. Первый раз вместе с узелками, затем развяжите их.

Роспись по ткани

Рисунки в технике батика. Но это отдельная история. Батик на постельном белье – непозволительная роскошь, и вряд ли это разумно. Платки, шали и палантины – да, это может быть очень интересно. У нас несколько лет назад были палантины – роспись на шелке с кашемировой добавкой (10%), в этой технике. Действительно красиво!

Рисунок на ткани может быть сделан с помощью вышивки. Кстати, в некоторых комплектах постельного белья, этот прием находит применение в качестве отделки, как и мережка.

Но в основном вышивку использует при создании аксессуаров – палантинов, например. Затканные вышивными узорами они практически становятся произведением прикладного искусства.

Изучаем технику батик для начинающих: мастер-класс с описанием

Перед росписью ткани ее необходимо подготовить – обезжирить поверхность для лучшего сцепления волокон ткани с краской. Для этого нужно замочить ее на пару часов в теплой воде, после этого прокипятить в мыльно-содовом растворе примерно час и прополоскать сначала в теплой, потом в холодной воде. При раскрое ткани учтите, что после этой процедуры ткань даст усадку примерно на 10%.

После обезжиривания ткани ее необходимо закрепить на специальной раме. Делать это следует очень аккуратно, чтобы не повредить поверхность ткани иглами. Натягивать ткань на раму нужно достаточно туго, чтобы она не провисала, но в тоже время, чтобы не было перекосов плетения нитей в ткани.

Итак, если все подготовительные этапы выполнены, то можно приступать непосредственно к росписи

На этом этапе важно определиться, в какой технике будет выполняться роспись ткани. Для начинающих отлично подойдет техника свободной росписи, где не требуется предварительно наносить эскизы рисунков на ткань, а само окрашивание происходит свободными мазками и брызгами

Необходимо лишь предварительно нанести на ткань крепкий солевой раствор и рисовать по влажной ткани. После завершения работы ткань необходимо снять с рамы и прогладить через бумагу горячим утюгом. Благодаря этой процедуре происходит закрепление краски, а ткань приобретает определенную жесткость.

Более сложными видами являются холодный и горячий батик, где перед тем, как приступить к росписи необходимо на ткань наносить эскиз рисунка, который собираетесь выполнять. Затем по контурным линиям этого эскиза наносится резервирующий состав, и после его полного высыхания, можно приступать к росписи тканей. На ткани, расписанной в этих техниках, получаются яркие рисунки с четкими контурами, но эти методы довольно трудоемки в исполнении, требуют большой концентрации внимания и твердых движений руки.

Помимо самостоятельного нанесения рисунков на ткань или перерисовки готовых шаблонов, большой популярность пользуется трафаретный метод росписи ткани, когда для нанесения рисунка используются готовые многоразовые клеевые трафареты.

Для работы нам понадобятся:

  • Джинсы;
  • Трафарет Freedecor;
  • Полиэтиленовая пленка;
  • Контуры, краски и кисти для росписи ткани.

Так как красители довольно жидкие, внутрь джинсов помещаем полиэтиленовую пленку, чтобы предотвратить протекание краски на другую сторону.

Что такое батик – определение, разновидности

Батик («batik» – капля воска, инд.) – роспись которую делают на ткани, производится вручную. Эта разновидность творчества, широко распространяется в Китае, Индии, Японии и странах Африки, обретает своих фанатов и в Европе. Все больше нынешних мастериц выбирают для себя это уникальное, но очень интересное занятие – роспись ткани.

В основе технологии исполнения лежит принцип штриховки с помощью специальной краски отдельных мест шелковой, хлопковой, синтетической или шерстяной ткани, полностью обработанных парафином, специальным клеем, или другим резервирующим составом.

Первые материалы, расписанные в технологии батик, появились в четвертом веке до н.э. Древние египтяне хоронили людей, завернутыми в эти великолепные материи.

Разновидности батика:

  • Холодный батик – резервирующий состав накладывают по контуру и оставляют для просыхания. Потом рисуночек расписывают нужными красками. Наиболее простой метод.
  • Горячий батик – на материал накладывают расплавленный воск и после того, как он застынет, рисуночек раскрашивают различными цветами.
  • Свободная роспись – предварительное резервирование не производится, в работе применяют красочки с загустителем.
  • Узелковый батик – на материале завязывают узелочки и скручивают ткань перед покраской. Это помогает получить интересные разводы и узорчики.
  • Шибори (сибори) – рисуночек, созданный в результате покраски сложенного материала. Японская техника выполнения изображения.

Специфика техники холодного батика

Технология холодного батика позволяет расписывать разные участки ткани в произвольном порядке. Благодаря тому, что резерв разделяет роспись на фрагменты, количество используемых цветов и варианты их сочетаний не ограничены.

pixabay.com

Подобный вид росписи используется для одежды, оформления интерьера, создания аксессуаров. Ткани, расписанные в этой технике, на ощупь мягче тех, что расписаны в технике горячего батика.

Холодный батик имеет не такую богатую историю появления и развития, как горячий, но очень удобен и пользуется большой популярностью как у начинающих, так и профессиональных художников.

мастер-класс рисунков с фото и видео

Искусство батика – это роспись ткани с использованием резерва, вещества, покрывающего ткань там, где она не должна быть окрашена. Красивый вид искусства, который можно использовать для создания рисунков, украшения интерьеров и одежды. Какова техника батик, для начинающих может рассказать мастер-класс.

Виды искусства

Холодный. В этом способе резерв наносится замкнутым контуром, в пределах которого ткань расписывается красками.

Горячий. Горячий резерв может как наноситься контуром, так и покрывать какие-то участки ткани.

Свободная роспись. Весь рисунок наносится краской, резерв используется только в финальной стадии.

Узелковый батик. Этот вариант сильно разнится с предыдущими. Это уже не столько роспись, сколько скорее окрашивание ткани. Полотно складывают различными способами, перевязывают или сшивают ниткой и затем окрашивается краской.

В батике используются разные ткани. Лучше всего подходят гладкие, такие, как шелк, вискоза или хлопок.

В этом стиле можно создавать красивые панно. Батик очень разнообразен и не имеет при этом строгих правил. Каждый художник вносит в искусство что-то свое, поэтому каждое изделие в этой технике неповторимо.

Здесь будет рассмотрен мастер-класс по работе в стиле холодного батика. Он отлично подходит для начинающих.

Виноград из ткани

Что понадобится для работы:

  1. Гладкая ткань на выбор;
  2. Рамка с кнопочками или пяльцы;
  3. Краски для росписи по шелку, могут и быть и акварельные;
  4. Резерв;
  5. Стеклянная трубка или аппликатор;
  6. Кисти;
  7. Контур декоративный для ткани.

В начале простирнуть ткань с мылом, так как материал покрывают специальным веществом, которое будет мешать росписи. Влажную ткань надо натянуть на пяльцы и дать высохнуть.

Выбрать понравившийся и подходящий по размеру эскиз. Можно нарисовать шаблон самому.

Только надо помнить, что нужно не делать очень мелкие детали в рисунке.

Контур надо обвести маркером и подогнать размер.

С изнанки закрепить с помощью бумажного скотча.

Эскиз должен хорошо быть виден через ткань. Обвести карандашом контур с лицевой стороны. Можно сразу наносить резерв, только в этом случае эскиз должен находиться на некотором расстоянии от ткани. Если они коснутся друг друга, в этом месте резерв расплывется неаккуратными пятнами.

После того как контур обведен, надо убрать шаблон. Наносить резерв следует внимательно, чтобы он пропитал всю ткань. Не должно быть разрыва в линиях. Нанести резерв и оставить сохнуть. Разные резервы сохнут по-разному, в зависимости от марки.

Краску начинать заливать с фона. Может быть неразбавленная краска, но если нужны более светлые тона, то нужно разбавить водой. По количеству брать немного краски. Работать с ними так же, как с акварелью.

Теперь приступать к раскрашиванию других элементов. Дать просохнуть ткани. При высыхании краски бледнеют, потому можно добавить второй слой, по необходимости.

На этом этапе можно закончить или подрисовать и выделить что-то контуром. Дать опять высохнуть. Работа готова.


pg

Вот такие картины для начинающих подходят лучше всего.

Видео по теме статьи

Здесь можно посмотреть различные видео мастер-классы для начинающих по работе в разных видах техники батик.

knittochka.ru

Виды и классификация батика

Техника рисования по ткани включает в себя такие разновидности:

  • Рисование холодной техникой. То есть резистом выступает контур на основе бензина, парафина или резинового клея. Прекрасный вариант для новичков.
  • Горячая техника, которая предполагает рисование горячим жидким воском. При этом рисуют не просто контур, но и каждый цвет. По окончанию всей работы, воск снимают с помощью бензина. Эта техника наиболее трудоёмка.
  • Техника с помощью узелков. Для получения неповторимого рисунка, ткань связывают в узелок, без какого-либо резерва, окунают в пигмент либо распространяют рисунок кистью.

Существует вариант, когда резист не применяют, а просто — кистью наносят рисунок на ткань.

Вам это будет интересно Все о выкройках и пошиве платья для беременной

Разные техники батика

Что нужно для батика: ткани, рамки, краски

Для занятий необходимо:

  • Приготовить рамку или пяльца, в зависимости от размера холста. Существует специальное приспособление для батика, продается в специализированном магазине.
  • Ткань батик — что это можно узнать у мастеров или в специальном магазине. Используют натуральную ткань — х/б, шелк, батист, шерсть. Однако плотная ткань не подходит, так как сквозь ее волокна не проступит резист и пигмент.
  • Карандаш бумага — для создания эскиза
  • Батик рисунки для начинающих на ткани
  • Ножницы для ткани.
  • Пчелиный воск, в зависимости от техники исполнения.
  • Вода.
  • Перчатки, для защиты рук.
  • Помимо этого будут необходимы краски, резист.

Необходимые инструменты для техники Стоит сказать, что резист можно приобрести готовый, в стартовых наборах или же приготовить самостоятельно.

Процесс рисования

1. Делаем набросок простыми линиями, определяем расположение ткани.

2. Определяем влияние различных сил на ткань.

3. Установив источник света, делаем набросок цветом. В нашем примере свет падает с верхнего правого угла.

4. Начинаем прорисовывать складки с верхнего левого угла.

5. Всё еще работаем со складками в том углу. На ходу исправляем погрешности.

6. Покрываем цветом лицевую часть ткани на переднем плане.

7. Продолжаем штурмовать левый верхний угол.

8. Наконец добились правильной формы.

9. Прорисовываем еще более детально. Работаем с изгибами на заднем плане.

10. Еще деталей.

11. Немного работы мягкой кистью, отделяем задний план от переднего с помощью цвета.

12. Если продолжать орудовать мягкой кистью, можно сделать ткань еще более мягкой. Но у меня всё.

Рисование ткани занимает много времени, постоянно приходится что-то пробовать, корректировать, обращаться к референсам, но вам в итоге будет приятно посмотреть на свой собственный результат.

Роспись по ткани на дому

Рассмотрим на наглядном примере создание шелкового шарфа своими руками.

Нам потребуется ряд материалов и инструментов, которые впрочем, доступны в продаже:

  1. Шелк размером 35*160 см;
  2. Резерв для холодного батика на основе бензина;
  3. Стеклянная трубка для резерва;
  4. Краски и по шелку;
  5. Кисти синтетические разной толщины;
  6. Рамка из деревянных реек;
  7. Канцелярские кнопки;
  8. Эскизы на картоне.

Шаг 1. Закрепляем мокрый шелк в подрамнике с помощью  кнопок. Натягивать ткань нужно хорошо, чтобы у нас образовался упругий холст. Под низ помещаем бумагу с эскизом, теперь нам будет легко повторить рисунок.

Шаг 2. Первые штрихи мы наносим резервирующим составом. Набираем его в стеклянную трубку спринцовкой или шприцом. Жидкости наливаем немного, чтобы с прикасанием к ткани она не растеклась широким пятном. Состав наносим по контурам рисунка, не допуская разрывов. Нужно дать время просохнуть линиям.

Шаг 3. Начинаем расписывать шарфик красками, намочив большую кисть прокипяченной холодной водой, пройдитесь по всем участкам, затем, макая в краску, сделайте легкие разводы. Это первый слой. Ждем высыхания.

Шаг 4. Снова работа для резерва. Дорисуйте дополнительные детали, в нашем случае это стебли. Затем снова берем краску и расписываем водными пятнами фон и стебли изнутри. Дайте работе высохнуть.

Шаг 5. С помощью полусухой тонкой кисти наведите контуры и добавьте мелкую детализацию. После высыхания, около 3-5 минут готовый шарф снимают с рамки и проглаживают утюгом.

Виды батика

  • Одним из самых трудных видов расписывания ткани является горячий батик. Несмотря на сложность техники, результат поражает своей красотой. Такой вид батика требует работы с расплавленным воском или парафином. Нужно успеть нанести на ткань воск до того, как он затвердеет. Необходимо использовать специальную кисть для нанесения контура при работе с расплавленным воском. Кисть имеет специальное название – «чантинг». Краска не должна попасть на восковые места. По окончании работ воск с ткани удаляют горячим утюгом.
  • Благодаря развитию химической отрасли позднее появился другой вид батика – холодный батик.  При такой технике воск заменяется специальными контурами и резервами для батика, которые продаются в любом специализированном магазине. Причем можно найти контуры и резервы разных оттенков, существует даже смывающийся резерв. Для холодного батика используют стеклянные трубочки. 
  • Начинающим художникам можно посоветовать начать работать с техники под названием «узелковый батик». Нитью, хаотично или с соблюдением контура рисунка, завязываются узлы. Если вы планируете использовать дополнительный материал — пуговицы, шарики и др, то необходимо учитывать одно условие: этот предмет должен выдержать воздействие высокой температуры. Ткань с красящим раствором помещают в воду кипятиться.
  • Техника свободной росписи предполагает использование специальных масляных красок или анилиновых красителей. Такая техника привлекает художников свободой действий, так как заранее не создается контур рисунка, нет готового шаблона. При этом можно экспериментировать, добавляя дополнительный резерв или вещества, содержащие спирт, для того чтобы увлажнить ткань.
  • Подвид свободной росписи — роспись по-сырому. Сухим, порошковым красителем посыпают влажную ткань. Чем меньше и тоньше слой красителя, тем более плавными и изящными будут цветовые переходы. На увлажненной ткани с помощью кисти можно самостоятельно сформировать рисунок. Его необходимо выполнить до того момента, пока ткань не начнет подсыхать. А это происходит довольно быстро. 
  • Заключительная техника батика – «шибори». Некоторые считают, что это разновидность узелкового батика. Отличия заключаются в том, что ткань необычно складывают по японской методике, перекликающейся с техникой оригами.

Принципы и виды сублимации

В отличие от многих видов печати, сублимация использует термическую возгонку твердых красителей. Под действием высоких температур пигмент превращается в газ, проникает внутрь волокон ткани, и конденсируется. Частицы краски спаиваются с волокнами — нанесенное изображение становится устойчивым к любым механическим воздействиям.

Сублимация бывает прямой и косвенной.

Прямой способ предполагает нанесение изображения зеркально: если девушка на картинке смотрит вправо, то на оттиске она будет смотреть влево. Это связано с тем, что изображение формируется прямо в печатном оборудовании.

Способ прямой сублимации чаще всего используется для печати флагов, штор, тканей с орнаментом и другой многотиражной продукции.

Прямая сублимация бывает:

  • Мокрая. Изделие обрабатывается специальной грунтовкой — праймером, после чего запечатывается на струйном принтере. Используется при массовых тиражах, а также если изделие состоит не из синтетики, или синтетических волокон в ее составе менее чем 50%.
  • Сухая. Требуется бумага и лазерный принтер.

Косвенная сублимация воспроизводит изображения в точном виде: если на оригинале девушка смотрит вправо, она также будет развернута вправо на оттиске. Это возможно благодаря промежуточному носителю — силиконизированной бумаге.

Как происходит косвенная сублимация:

  • На силиконизированной бумаге печатается зеркальное изображение.
  • Оттиск высушивается 20 минут, вырезается по контуру и кладется лицом вниз на футболку, предварительно натянутую в термопрессе.
  • Оборудование закрывается и в течение 1-1,5 минут на изображение воздействует температура 180–200 С.
  • Далее убирается силиконизированная бумага (трансфер, он же промежуточный носитель), и на футболке остается насыщенное четкое изображение.

Косвенную печать выбирают для штучных или малых тиражей.

Любой вид сублимации требует особых характеристик печатного оборудования:

  • термопресс обязательно должен быть планшетным (плоским), чтобы во время печати ткань не помялась и картинка не получилась «рваной»;
  • формат принтера для небольших изделий типа хендмейд — А4, для детских и взрослых футболок потребуется уже А4-А3;
  • принтер должен иметь СНПЧ — систему непрерывной подачи чернил;
  • краска используется специально для текстиля, рекомендуется печатать на четырех цветном принтере: считается, что так реже забиваются картриджи.

Печать в шесть цветов обеспечивает более реалистичное изображение, но сам процесс стоит дороже.

Это интересно: Идентификация ткани для изготовления одежды: сертификация, описание

Горячий батик

Сразу обмолвлюсь, что горячий батик, ко всему прочему, еще и один из самых сложных видов росписи ткани. Но зато и эффект, который выйдет у вас, будет необычайным, запоминающимся, очень интересным. Вот почему, наверное, мастера батика говорят, что если тебе однажды понравиться горячий батик, трудно потом уже от него отказаться.

Сама я еще не решила для себя, нравится ли мне работа с горячим воском и всем прочим. Честно говоря, пробовала еще слишком мало. Но то, что делают мастера горячего батика – да. Очень нравится. Итак,

Суть горячего батика

Так прозвали его неспроста. Дело в том, что работа здесь ведется с расплавленным на огне (и поэтому горячим по температуре) воском (чаще всего), парафином, стеарином или их смесью. Их быстренько (чтоб не успели застыть во время «пути» наносят на ткань при помощи особой кисти из щетины. Обычные кисти для батика тут не годятся.

Есть такое специальное приспособление для нанесения контура из расплавленного воска, называется оно чантинг. Выглядит так:

Места, которые покрыты воском, краска не затрагивает. Можно достичь великолепных эффектов «лепки цветов», сочетая прокрашенные и непрокрашеные места полотна. Кроме того, в горячем батике красиво создаются некоторые эффекты, например, эффект «кракле» или «кракелюр».

После того, как работа готова, воск с ткани удаляется с помощью горячего утюга и кипы старых газет. Куда более прост —

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Коробка с мышками
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: