Упражнения на укрепление и развитие речевого аппарата
Зачастую ребенок неправильно произносит звуки, потому что у него слабо развиты мышцы речевого аппарата. Логопеды предлагают упражнения, направленные на укрепление этой группы мышц. Начинать выполнять их нужно с 3-4 лет, чтобы к 6-7 годам никаких пробоем с речью у малыша не было.
- Упражнения на укрепление мышц языка, помогают выговаривать буквы «ц», «ч», «т», «р», «ш», «ж».
- «Жало» — максимально напрячь язык, высунуть и находиться в таком положении как можно дольше.
- «Лопаточка» — язык положить на нижнюю губу.
- «Чаша» — открыть рот, высунуть язык, не коснуться зубов, засунуть обратно.
- «Маятник» — открыть рот, высунуть язык, напрячь, и водить вправо и влево.
- «Лошадь», «индюк» — малыш должен имитировать цоканье копыт, а также крик индюка (бл-бл-бл).
- Упражнения на укрепление корня языка, помогают правильно произносить звуки «г», «к», «х».
- легкое покашливание;
- имитация звуков при полоскании горла;
- произношение гласных «а», «и», «э», но резко, отрывисто.
- Правильное смыкание губ, помогает произносить звуки «б», «м», «п».
- Сжать карандаш в губах, описать им круг в воздухе.
- Сжать губами фасоль или семечку, а потом резко выплюнуть.
- Показать, как фыркает лошадь.
- Имитация звуков барабана – бум, бам.
- Тренировка щечек.
- По очереди надувать щечки.
- Надуть щечки и имитировать пережевывание пищи.
- Перекатывать воздух из одной щечки в другую.
Мелкая моторика помогает в развитии речи. Регулярно массируйте ладошки ребенка. Можно использовать для этого мягкие щетки, шарики, проговаривать прибаутки. Отлично развивают мелкую моторику аппликации, нанизывание бус, лепки из пластилина или соленого теста.
Буква О — Занятия и игры для детей
1. Найти слова на букву О
Посмотрите на картинку и найдите слова, начинающееся на букву О: Оса, Очки, Обезьяна, Огурец, Окно…
2. Найти предметы, похожие на букву О
Посмотрите внимательно на картинки и найдите предметы похожие на букву О по форме.
3. Потренироваться писать букву О
Посмотрите как пишется буква О. На что она похожа?
4. Выучить стих на букву О
Выучите веселый и легкий стих на букву О.
5. Отгадать загадки на букву О и придумать историю по картинке.
а) Отгадайте загадки:
Что держит в руке обезьяна?
Сколько огурцов на картинке?
Где спряталось облако?
Какие изображены животные на картинке?
Б) Придумайте веселую историю по картинке вместе с ребенком.
6. Игра «Что лишнее на картинке?» Почему?
На картинке лишний огурец.
Почему огурец лишний? Огурец — овощ, а яблоко, груша, лимон — фрукты.
7. Игра «Что не подходит?»
Это задание уже посложнее. Расскажите ребенку, что будете говорить слова, которые начинаются на букву О, а одно из них будет лишним. Воспринимаем слова на слух и находим лишнее: окно, огурец, орех, стол.
Какое слово лишнее? Почему это слово лишнее?
8. Помоги окуню доплыть до острова. Плыть можно только по буквам О.
9. Занятие на букву О — Игры на развитие речи
а) Прочитайте выразительно подписи к картинкам (ниже);
б) Найдите предметы, названия которых начинаются со звука О;
в) Рассмотрите все предметы и найдите в каждом из них букву О.
10. Развитие фонематического восприятияДать ребенку флажок или какую-нибудь карточку/игрушку.Задание: Нужно поднять флажок, когда ребенок услышит букву О.из ряда гласных: а, о, у, и, о, а, о, у……из ряда слогов: то, та, ту, ку, ко, по……из ряда слов: обруч, апельсин, улей, овощи, осень, арбуз, ива, облако, окно, пальто, кукла,небо, осы, золото.
11. Раскрасить картинки на букву О (для того, чтобы раскрасить картинки, используйте инструкцию по распечатке ниже).
уНД ГЮМЪРХЪ.
CСЫЕЯРБСЕР АСЙБЮ Б МЮЬЕЛ ЪГШЙЕ, ЙНРНПЮЪ МЕГЮЛЕРМЮ, МН ХЦПЮЕР ГМЮВХЛСЧ ПНКЭ. н ЙЮЙНИ АСЙБЕ ХДЕР ПЕВЭ, ОНЯРЮПЮИРЕЯЭ СГМЮРЭ ХГ МЕАНКЭЬНЦН ПЮЯЯЙЮГЮ.
яРПЮММЮЪ АСЙБЮ. (пЮЯЯЙЮГ)
гЮЯЙСВЮКХ АСЙБШ Б ЮКТЮБХРЕ.
-яОНЕЛ?- ЯЙЮГЮКЮ НДМЮ ЯБНЕИ ЯНЯЕДЙЕ.
-ъ МЕ СЛЕЧ, — ЦПСЯРМН ЯЙЮГЮКЮ РЮ.
-ю РШ ОНОПНАСИ. оНИ,ЙЮЙ Ъ: Х-Х-Х-Х-Х-Х-Х-Х-Х-Х-Х.
-и┘и┘и┘
-х ОПЮБДЮ, МЕ СЛЕЕЬЭ.яРПЮММН: БЯЕ ЦКЮЯМШЕ ОНЧР, Ю РШ МЕР.
-ъ МЕ ЦКЮЯМЮЪ.
-яНЦКЮЯМЮЪ, ВРН КХ?
-мЕ ГМЮЧ.
-мС, Х ЙНЛС Ф РШ РЮЙЮЪ МСФМЮ?
-бЯЕЛ МСФМЮ. бХДХЬЭ, Ъ ЯРНЧ Б ЮКТЮБХРЕ.
-яРНХ — ФЮКЙН, ВРН КХ.
-МЕ ╚ЯРНХ╩, Ю ╚ЯРНИ╩. бНР Ъ Х ОПХЦНДХКЮЯЭ!
-мС, УНПНЬН, ЯРНИ. ю ГЮВЕЛ С РЕАЪ ЩРНР ГМЮЙ?
-яЮЛЮ ДНЦЮДЮИЯЪ┘
-дНЦЮДЮКХЯЭ, Н ЙЮЙНИ АСЙБЕ ХДЕР ПЕВЭ?
-оПЮБХКЭМН. аСЙБЮ √ х ЙПЮРЙЮЪ. ю ЙЮЙНИ ГБСЙ НМЮ НАНГМЮВЮЕР?
-яНБЕПЬЕММН БЕПМН — ГБСЙ (и). йЮЙНИ ФЕ ЩРН ГБСЙ- ЦКЮЯМШИ ХКХ ЯНЦКЮЯМШИ? вРНАШ НОПЕДЕКХРЭ, ДЮБЮИРЕ ОПНХГМЕЯЕЛ ЕЦН. вРН БН ПРС ОНЛНЦЮЕР МЮЛ ЕЦН ОПНХГМЕЯРХ?
-бЕПМН, ЪГШВНЙ. нМ ОПХФХЛЮЕРЯЪ АНЙЮЛХ Й М╦АС. гМЮВХР, НМ БЯ╦-РЮЙХ ЯНЦКЮЯМШИ, МН МЕНАШВМШИ, Ю БЯЕЦДЮ ЛЪЦЙХИ ЯНЦКЮЯМШИ.
2. б МЮЬЕИ ПЕВХ ЛЮКН БЯРПЕВЮЕРЯЪ ЯКНБ Я ЩРХЛ ГБСЙНЛ. б НЯМНБМНЛ, НМ МЮУНДХРЯЪ Б ЯЕПЕДХМЕ ХКХ Б ЙНМЖЕ ЯКНБ. ю Б МЮВЮКЕ НМ ЯРНХР РНКЭЙН Б ХМНЯРПЮММШУ ЯКНБЮУ, ОНЪБХБЬХУЯЪ Б МЮЬЕИ ПЕВХ — ╚ИНД╩, ╚ИНЦ╩, ╚ИНЦСПР╩.
— дЮБЮИРЕ ОНОПНАСЕЛ НОПЕДЕКХРЭ, Б ЙЮЙХУ ЯКНБЮУ ЛНФЕР БЯРПЕВЮРЭЯЪ ГБСЙ (и). нРБЕРЭРЕ МЮ БНОПНЯШ. еЯКХ БШ ОПЮБХКЭМН ОНДАЕПЕРЕ НРБЕР, РН Б БЮЬХУ ЯКНБЮУ АСДЕР ГБСЙ (и):
-вРН ЛШ ОПНХГМНЯХЛ, ЙНЦДЮ МЮЛ МЕНФХДЮММН ЯРЮМНБХРЯЪ АНКЭМН? (нИ)
-йНЦДЮ ЛШ ВЕЦН-РН ХЯОСЦЮКХЯЭ? (юИ)
-йПНЬЕВМЮЪ ДЕБНВЙЮ, ЙНРНПЮЪ ФХКЮ Б ЖБЕРЙЕ? (дЧИЛНБНВЙЮ)
-йРН ОНУХРХК жЮПЕБМС-КЪЦСЬЙС С хБЮМЮ- ЖЮПЕБХВЮ? (йНЫЕИ аЕЯЯЛЕПРМШИ)
-йЮЙ ГНБСР ЛЮКЭВХЙЮ, ЙНРНПШИ МХВЕЦН МЕ ГМЮЕР? (мЕГМЮИЙЮ)
-лЮКЭВХЙЮ, ЙНРНПШИ МХВЕЦН МЕ УНВЕР ДЕКЮРЭ? (кЕМРЪИ)
-оКНУХЕ НРЛЕРЙХ Б ЬЙНКЕ? (рПНИЙЮ, ДБНИЙЮ)
-оРХЖЮ, ЙНРНПЮЪ УНПНЬН ОН╦Р? (яНКНБЕИ, ЙЮМЮПЕИЙЮ)
-оРХЖЮ, ЙНРНПЮЪ СЛЕЕР ЦНБНПХРЭ? (оНОСЦЮИ)
-лНПЯЙЮЪ АЕКЮЪ ОРХЖЮ? (ВЮИЙЮ)
-йРН НАЕДЮК Б ГННОЮПЙЕ С ГБЕПЕИ? (бНПНАЕИ)
-цНПНДЯЙНИ РПЮМЯОНПР? (рПНККЕИАСЯ, РПЮЛБЮИ)
-яНЦКЮЯМЮ Я БЮЛХ — Б ЯЕПЕДХМЕ Х Б ЙНМЖЕ ЯКНБ.
3. ю РЕОЕПЭ МЕЛМНЦН НРДНУМЕЛ. оПНБЕДЕЛ ТХГЛХМСРЙС.МН НМЮ МЕНАШВМЮЪ: РЮЛ АСДСР БЯРПЕВЮРЭЯЪ ЯКНБЮ ЯН ГБСЙНЛ┘. (и)
(дЕРХ ДБХЦЮЧРЯЪ ОН ЙНЛМЮРЕ, БЕЯЕКЪРЯЪ.)
нИ-НИ-НИ! нИ-НИ-НИ!
й МЮЛ ОПХЬЕК БНКЬЕАМХЙ ГКНИ!
нМ ПСЙЮЛХ ОНЛЮУЮК,
бЯЕУ ДЕРЕИ ГЮЙНКДНБЮК.
дЕРХ ЦНКНБШ ЯЙКНМХКХ,
гЮЛНКВЮКХ Х ГЮЯРШКХ.
(дЕРХ ГЮЯРШБЮЧР, ЯЙКНМХБ ЦНКНБШ.)
б ЙКЮЯЯ ОПХЬКХ ДПСГЭЪ-ГБЕПЧЬЙХ,
бЛХЦ ГКНДЕЪ БНМ ОПНЦМЮКХ
х ДЕРЕИ ПЮЯЙНКДНБЮКХ.
ю РЕОЕПЭ ОНПЮ ОКЪЯЮРЭ,
мЮЛ МЕ МЮДН СМШБЮРЭ!
(дЕРХ РЮМЖСЧР.)
4. √ яЕИВЮЯ ЛШ ОНХЦПЮЕЛ Б МЕНАШВМСЧ ХЦПС. лШ АСДЕЛ СВХРЭЯЪ ОПХЙЮГШБЮРЭ. ъ МЮГШБЮЧ ЯКНБН, Ю БШ ЛМЕ ЦНБНПХРЕ ЩРН ЯКНБН ЯН ЯКНБНЛ ╚рШ╩.
— аЕЦЮРЭ, ЯКСЬЮРЭ, ОПШЦЮРЭ, РЮМЖЕБЮРЭ, СКШАЮРЭЯЪ, СЛШБЮРЭЯЪ, ДСЛЮРЭ, ДЕКЮРЭ, УКНОЮРЭ, ЯРХПЮРЭ, САХПЮРЭ, ЦСКЪРЭ, ОНКХБЮРЭ, ЯНАХПЮРЭ.
— вРН ХГЛЕМХКНЯЭ Б ЩРХУ ЯКНБЮУ? (оНЪБХКЯЪ ГБСЙ (и).
5. √ лШ ОНГМЮЙНЛХКХЯЭ ЯН ГБСЙНЛ (и)— ОПНХГМНЯХКХ, НОПЕДЕКЪКХ Б ЙЮЙНИ ВЮЯРХ ЯКНБ НМ ВЮЫЕ БЯЕЦН БЯРПЕВЮЕРЯЪ. мН МЕ МЮДН ГЮАШБЮРЭ Х Н АСЙБЕ, ЙНРНПСЧ НМ НАНГМЮВЮЕР — АСЙБЮ х ЙПЮРЙЮЪ. яЕИВЮЯ, ВРНАШ Е╦ МЕ НАХДЕРЭ, ЛШ Е╦ МЮОХЬЕЛ.
(мЮ ДНЯЙЕ)
-м- МЮДЕКЮ ОНЪЯНЙ,
х — МЮДЕКЮ ОНЪЯНЙ.
аСЙБЮ м МЮДЕКЮ ПНБМН,
аСЙБЮ х — МЮХЯЙНЯНЙ.
рШ ЕИ ЬЮОЙС ОНДЮПХ-
яРЮМЕР ЙПЮРЙНИ АСЙБЮ х.
(оПХ МЮОХЯЮМХХ АСЙБШ ОПНЦНБЮПХБЮЕРЯЪ — ПЮЯЯРНЪМХЕ ЛЕФДС АСЙБЮЛХ, ПЮГЛЕП).
ю РЕОЕПЭ ОНПЮ Х ОНПЮАНРЮРЭ Б РЕРПЮКЪУ.
(пЮАНВЮЪ РЕРПЮДЭ йНКЕЯМХЙНБЮ)
— лНКНДЖШ! я ЙЮЙНИ АСЙБНИ Х ЙЮЙХЛ ГБСЙНЛ ЛШ ЯЕЦНДМЪ ОНГМЮЙНЛХКХЯЭ? вРН БШ ЛНФЕРЕ Н МХУ ЯЙЮГЮРЭ?
йЮЙХЕ ЯКНФМНЯРХ БНГМХЙКХ С БЮЯ?
мЮ ЯКЕДСЧЫЕЛ ГЮМЪРХХ ЛШ СГМЮЕЛ, Я ЙЕЛ ДПСФХР ЩРНР ГБСЙ.
Карточки «Противоположности»
Здесь Вы можете скачать развивающие карточки «Противоположности». Они помогут ребенку в виде игры научиться находить противоположные понятия, а также расширить словарный запас. Вы найдете карточки с изображениями пар предметов окружающего мира, явлений природы, действий и поступков людей, которые сравниваются и противопоставляются по какому-то конкретному признаку или качеству: форме, размеру, цвету, свойству, поведению.
Варианты карточек для сравнения противоположностей есть разные и они охватывают очень много понятий, как простых (большой-маленький, далеко-близко), так и сложных (пустой-полный, сытый — голодный). Выбирайте подходящий для Вашего ребенка и занимайтесь играя.
Также для проведения занятий на тему «Противоположности» Вы можете скачать и использовать раскраски с заданиями, а также стихи о противоположностях для детей.
Английский алфавит — Карточки для распечатки с транскрипцией — Как использовать:
Скачайте во вложениях английский алфавит — карточки для распечатки от лисенка Бибуши, вырежьте по оранжевым линиям, чтобы карточки получились прямоугольными, и приступайте к занятиям с детьми. На каждой карточке находится печатная буква (заглавная и прописная), английская и русская транскрипция, картинка и английское слово, которое начинается на эту букву, а также транскрипция этого слова.
Скачать ВСЕ карточки английского алфавита в ОРИГИНАЛЬНОМ размере вы можете во вложениях внизу страницы
Английский алфавит, как и русский, дети легче запоминают, когда он представлен в картинках. Ведь в этом случае активно работает зрительная память. Также такое изучение букв эффективно еще и благодаря ассоциациям, которые возникают у ребенка в процессе запоминания. Ведь каждая буква будет ассоциироваться с определенной картинкой. Эффективность такого метода уже давно доказана учеными.
Итак, теперь вы можете посмотреть и скачать английский алфавит — карточки для распечатки, которые мы с любовью ))) разработали для вас!
Карточки №1 — Английские буквы Aa (эй), Bb (би), Сс (си), Dd (ди), слова — Apple (эпл), Baby (бе*йби), Cat (кэт), Dog (дог).
Карточки №2 — Английские буквы Ee (и:), Ff (эф), Gg (джи:), Hh (эйч), слова — Egg (эг), Flowers (флауэз), Girl (гё:л), House (хаус).
Карточки №3 — Английские буквы Ii (ай), Jj (джей), Kk (кей), Ll (эл), слова — Ice (айс), Juice (джус), Key (ки:), Letter (ле*тэ).
Карточки №4 — Английские буквы Mm (эм), Nn (эн), Oo (оу), Pp (пи:), слова — Money (ма*ни), Nurse (нё:с), Orange (о*риндж), Pig (пиг).
Карточки №5 — Английский алфавит. Буквы Qq (кью), Rr (а:), Ss (эс), Tt (ти:), слова — Gueen (кью:), Rabbit (рэ*бит), Smile (смайл), Table (тэйбл).
Карточки №6 — Буквы английского алфавита: Uu (ю:), Vv (ви:), Ww (дабл ю:), Xx (экс), слова — Umbrella (амбре*лэ), Vegetable (ве*джитэбл), Window (уи*ндоу), Xerox (зи*эрокс).
Карточка №7 — Английские буквы: Yy (уай), Zz (зэд), слова — Yogurt (ё*гэт), Zebra (зи*брэ).
Английский алфавит — Прописные и печатные буквы — Плакат для распечатки
Также мы разработали для вас учебный плакат «Английский алфавит — Прописные и печатные буквы», чтобы дети смогли запомнить английские буквы не только в печатном виде, но и в прописном. Ведь начертание многих букв прописью сильно отличается от их печатного вида. И поэтому у многих детей возникают в связи с этим трудности.
Чтобы облегчить вам изучение английского алфавита, скачайте плакат, распечатайте его на цветной бумаге, а затем дайте ребенку для запоминания.
Плакат с английским алфавитом — Прописные и печатные буквы
Скачать плакат в оригинальном размере для распечатки вы можете во вложениях внизу страницы
Буквы английского алфавита — Распечатать карточки для детей
Здесь вы можете скачать буквы английского алфавита, распечатать карточки с прописными и печатными буквами и устроить ребенку проверку, насколько хорошо он запомнил буквы с плаката. Для этого вам необходимо вырезать распечатанные карточки и разделить их на две стопки — одна с прописными, а другая с печатными буквами.
Также можно видоизменить занятие и попросить ребенка сложить все карточки по парам — печатная и прописная. В этом случае проверять выполнение задания нужно уже после того, как ребенок разложит по парам все карточки-буквы английского алфавита.
Скачать все карточки с буквами вы можете во вложениях
ПЕЧАТНЫЕ буквы английского алфавита — Карточки
Английские печатные буквы — Aa, Bb, Cc, Dd, Ee, Ff, Gg, Hh
Печатные буквы английского языка — Ii, Jj, Kk, Ll, Mm, Nn, Oo, Pp.
Карточки с английскими буквами — Qq, Rr, Ss, Tt, Uu, Vv, Ww, Xx, Yy, Zz
ПРОПИСНЫЕ буквы английского алфавита — Карточки для распечатки
Загадки для детей на букву Й
Закипит — исходит паром,
И свистит, и пышет жаром,
Крышкой брякает, стучит.
— Эй, сними меня! — кричит.
(Чайник)
Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками.
(Троллейбус)
На поляне шерстяной
Пляшет тонконожка.
Из-под туфельки стальной
Выползает стежка.
(Швейная машина)
Может и разбиться.
Может и свариться,
Если хочешь, в птицу
Может превратиться.
(Яйцо)
Скажи, кто дела так боится,
Как палки — пес,
Как камня — птица?
(Лентяй)
К маме-речке бегу
И молчать не могу.
Я её сын родной,
А родился весной.
(Ручей)
Выпускает он листы
Широченной широты.
Держится на стеблях крепких
Сто плодов шершавых, цепких:
Если их не обойдешь —
На себе их все найдешь.
(Репей)
Вырос в поле злой и колкий,
Во все стороны иголки.
(Репей)
Я всегда со светом дружен.
Если солнышко в окне,
Я от зеркала, от лужи
Пробегаю по стене.
(Солнечный зайчик)
На голове пуговка,
В носу решето,
Одна рука,
Да и та на спине.
(Чайник)
Буква «Й»
Веселые стихи
Йод хороший, йод не злой.
Зря кричишь ты: «Ой-ой-ой!» – Чуть завидев с йодом склянку. Йод порой, конечно, жжет, Но быстрее заживет Йодом смазанная ранка. В. Лунин Летает над калиткой птица, Но на калитку не садится. Е. Тарлапан У меня игла и нить, Я учусь у мамы шить. Если пальчик уколю, Йодом ранку я залью. |
Ой-ой и Ай-ай
– Ой-ой-ой! – сказал Ой-ой. – Я, мой друг, совсем большой! – Ты пойди-ка, погуляй, Все пройдет! – сказал Ай-ай. Г. Виеру Эта буква не простая, Голос краток и сердит, Потому что запятая На ее плечах сидит. В. Кожевников Йог Ивану бы помог, Да живет за морем йог. |
Знай, что Й зовут «И кратким».
Й как И в твоей тетрадке. Чтобы Й не путать с И, Сверху палочку пиши. В. Степанов Тополь под горой стоит, Птичка к тополю летит. |
В лес дремучий я пойду,
Зайца серого найду. Принесу его домой – Будет этот зайка мой. * * * Й – веселый попугай. Й – попробуй-ка поймай. |
Скороговорка
Огорченная сорока
Возвращается с урока.
Весь урок болтала с сойкой
И домой вернулась с двойкой.
Пословицы и поговорки
1. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
2. Новых друзей наживай, а старых не теряй.
3. Холода не бойся. По пояс мойся.
Игры
Игра «Кто больше».
Придумайте слова со звуком в начале (йод, йог, йота), в середине (майка, лейка, змейка), в конце слова (май, чай, край).
Игра «Превращение слов».
Измените слова так, чтобы они обозначали просьбу, приказание, побуждение к действию: стоит (стой), моет (мой), строит (строй), поёт
(пой), решает (решай), играет (играй), повторяет (повторяй), плавает (плавай), думает (думай).
Игра «Где звук».
Учитель предлагает детям определить позицию буквы «й» в словах: сильный, жокей, шайба, йод, линейка.
Игра «Узнайте звук».
Хлопните в ладоши один раз, если услышите звук в словах: лиса, лайка, игрок, лицо, умывальник, соловей, автобус, троллейбус, ножницы, машина, змей, имя, чай.
Игра «Доскажи словечко».
Дом на рельсах тут как тут,
Всех умчит он в пять минут. Ты садись и не зевай. Отправляется… (трамвай). * * * Что мы пели, угадай? «Кара…» (вай). Что нам пели, угадай? «Баю…» (бай). Что за месяц, угадай? Месяц… (май). Что в стакане, угадай? Сладкий… (чай). |
Врач живет в стеклянной банке.
Лечит он болячки, ранки. «Ай, как щиплет!», «Ой, как жжет!». Узнаете? Это… (йод). * * * Зимой уснули комары, Спит медведь в берлоге, А где-то в джунглях от жары Изнывают… (йоги). |
Игра «Любопытный».
– Как тебя зовут? (Андрей.)
– Что ты любишь на завтрак? (Яйцо.)
– Какой вид транспорта предпочитаешь? (Трамвай, троллейбус.)
– Куда любишь ходить в выходной? (В музей.)
– Во что ты набираешь воду, чтобы полить цветы? (В лейку.)
– Какой фрукт ты любишь? (Айву.)
– Какой напиток ты любишь? (Чай.)
Игра «Буква потерялась».
Вставьте пропущенные буквы в слова:
ша – ба, геро –, трамва –, изуча – те.
Игра «Превращение слов».
1. Вставьте пропущенные буквы в слова:
О т в е т : майка, гайка, зайка, лайка, шайка;
лейка, рейка.
2. Измените каждое слово так, чтобы в нем была буква «й».
Строитель (стройка), лить (лейка), заяц (зайка), читатель (читайте), зима (зимой).
Игра «Занимательные модели».
Составьте слова по следующим моделям.
1. – – й (Май, лай, чай, вой, бой.)
– – й – – (Майка, майка, чайка, сойка, гайка.)
2. – – ай (Край.)
– – – ай (Сарай, лишай.)
– – – – ай (Обычай, случай.)
– – – ей (Музей, лицей, жокей, пырей.)
Загадки
К маме-речке бегу
И молчать не могу. Я ее сын родной, А родился весной. (Ручей.) Закипит – исходит паром, И свистит, и пышет жаром, Крышкой брякает, стучит. – Эй, сними меня! – кричит. (Чайник.) |
Может и разбиться,
Может и свариться. Если хочешь, в птицу Может превратиться. (Яйцо.) Вырос в поле злой и колкий, Во все стороны иголки. (Репей.) |
Ну вот мои дорогие, ваши практические советы пополнились еще одной буквой, это буква «Й».
Буква «И» в различных азбуках, языках и системах
ИИван
В качестве примеров приведем также слова из разных областей, начинающихся на букву «И». Среди них имена собственные и нарицательные, общеизвестные и редкие.
#
Слова
Слова начинающиеся на букву «И» Игла, импичмент, интуиция, икра, интрига Слова заканчивающиеся буквой «И» Три, спи, ври, жри, очки С буквой «И» в середине слова Кит, жир, аист, блин, афиша, артист Слова содержащие несколько букв «И» Или, идти, киви, бивни, интим, дикий Страны Израиль, Индия, Ирак, Италия, Ирландия. Смотреть все страны на букву «И»
Города Иерусалим, Ижевск, Иркутск, Ирпень. Смотреть все города на букву «И»
Животные Игуана, инфузория туфелька, индюк, иволга. Смотреть всех животные на букву «И»
Овощи, фрукты и ягоды Инжир Профессии Инженер, иллюзионист, иммунолог, инспектор, историк. Смотреть все профессии на букву «И»
Все имена на букву «И» со значениями и происхождением Мужские имена Игорь, Иван, Ибрагим, Иосиф, Ираклий, Илья. Смотреть все мужские имена на букву «И», а также их значение и происхождение Женские имена Ирина, Инна, Изабелла, Ирма, Илона. Смотреть все женские имена на букву «И», а также их значение и происхождение
Путишествие буквы И
Однажды буква И решила совершить путешествие в лето. Идёт она, интересуется всем.
— Как называется этот изысканный цветок?
— Да это Иван-да-Марья.
— Голоса каких чудных птиц слышатся мне?
— Это иволги исполняют свои известные песни.
— Что за чудесное дерево раскинуло свои богатые, изумрудные ветви?
— Это ива, царица раскидистых деревьев.
— Чей праздник отмечают сегодня, там, невдалеке, на птичьем дворе?
— Это именины индюшонка.
— Что делают те весёлые дети, в ярких нарядах?
— Они играют в интересную игру.
На все вопросы, заданные буквой И, отвечали… кто бы вы думали? Два братца: Июнь и Июль.
Довольна буква И. Идёт, улыбается, искоса поглядывает: «И тут хорошо и там хорошо. Славное у меня царство – тёплое».
Автор сказки: Ирис Ревю
Звук И, буква И. Задания для первоклассников
Шикарные задания, которые включают в себя развитие графомоторных навыков, звуко-буквенного анализа, обогащение словарного запаса по теме «Грибы», работа с графическим изображением слов, предложений, развитие памяти (заучивание стихотворение по мнемотаблице), развитие внимания (прохождение лабиринта, поиск одинаковых букв).
Составитель: Коптик С.А. «Рабочая тетрадь логопедических занятий для учащихся 1 класса»
Лабиринт в виде буквы И смотрите здесь
Раскраска и первая пропись с печатными буквами И, Й
Раскраска с буквой И
Ребенок разукрашивает буквы И и предметы, которые изображены на листе. Если дети знакомы с понятиями «гласный — согласный звук», то желательно букву раскрашивать красным цветом. Затем красным карандашом раскрашиваем квадраты, определяя позицию звука И в словах.
Раскраска с буквой Й
Задания с буквой А | Задания с буквой Ы | Задания с буквой М |
Учим букву «Б» | Учим букву «В» | Учим букву Ь, Ъ |
Задания с буквой О | Задания с буквой У |
Говорящая азбука — плакат, чтобы учить алфавит дома
Мы подготовили для вас обзор самых интересных и увлекательных плакатов с азбукой. Выбирайте плакат, где голос произносит букву и звук
Важно, чтобы ребенок понимал разницу между ними. Будьте терпеливы, во всем поддерживайте ребенка, помогайте ему
Говорящая азбука Знаток. В данном плакате есть буквы, стихотворения, песенки, озвучивание четкое, понятное.
Азбукварик. Ферма и зоопарк. Тут малыш найдет сказки, буквы, цифры, геометрические фигуры, названия животных. Плакат яркий, увлекательный, звук четкий и громкий.
- Плакат Пушкин и Россия. Азбукварик. На полотне изображены персонажи произведений Александра Сергеевича Пушкина, они читают стихи, использована профессиональная озвучка. Кнопки отлично реагируют на нажатие, есть функция автоотключения.
- Плакат безопасность. Азбукварик. – плакат знакомит детей не только с буквами и звуками, но также с правилами дорожного движения. Очень красочный, полезный и прочный.
- Азбука детской безопасности. Знаток. Плакат обучает полезным и нужным в жизни вещам – вежливости, правильному поведению и, конечно, азбуке. Есть функция проверки знаний и музыкальное сопровождение.
Знакомство с буквой Й
Как выглядит эта буква, легче всего объяснить ребенку с помощью картинок. Создается визуальный ряд из слов: чай, йод, попугай, йогурт, йог. Все слова громко проговариваются вместе с детьми
Нужно обращать внимание на общий звук с помощью интонации. Ребята должны догадаться, в начале или в конце слова расположен Й
Следующий этап — отдельное произношение Й. При этом педагог объясняет, как должен работать речевой аппарат: кончик языка прячется за нижними зубами, а спинка языка поднимается вверх и не дает воздуху выйти изо рта.
Что должны знать дети о звуке Й:
- он гласный или согласный;
- звонкий или глухой;
- долгий или короткий.
Глядя на изображение Й, ребята угадывают, на какую другую букву оно похоже и узнают, чем они отличаются:
— Посмотрите, И и Й почти одинаковы, но звуки разные: И — гласный, а Й — согласный.
Сказки про букву
Ребята дошкольного возраста воспринимают многие понятия и явления через сказки. Буквы и звуки — не исключение, они играют разные сказочные роли и сами становятся яркими и запоминающимися персонажами.
Сказка про мышонка — йога.
Однажды мышонок гулял в саду и нашел там книжку. «Кто такие йоги», — прочитал он, а потом рассматривал дядю на обложке. Он расположился с закрытыми глазами на доске, покрытой острыми гвоздями. Мышонок раскрыл книжку и увидел, как этот же дяденька стоит на раскаленных углях и сидит в глыбе льда.
«Ай да йог!» — воскликнула мышка. — «Я тоже хочу так попробовать. Представляю, как мама удивится, когда увидит меня в холодильнике!»
Зверек решил начать с гвоздей, но только попробовал прилечь на колючую доску, как закричал на весь сад: «Ой, Ойеееей!».
Прибежал мышонок домой, нашел йод и стал им свои царапины мазать. А йод жжет. Мышонок ойкал-ойкал, а потом подумал: «Подкину-ка я эту книжку коту, пусть он теперь йогом будет!».
Сказка про сестричек И и Й.
Пошли как-то И и Й в кафе после прогулки. Подошел к ним официант и спросил:
— Что будете заказывать?
Буква Й ответила четко и быстро:
— Пожалуйста, салат из морской капусты -там много йода, чай и слойку с вишней. Все.
Тут начала заказывать И:
— А я хочу салат морковный с изюмом и салат из капусты, и оливье, и… и…
Бедная И никак не могла остановиться и все говорила, и говорила:
— И мороженое пломбир, и с вареньем, и со сгущенкой, и с клубникой….
Официант перестал записывать и с удивлением посмотрел на И. Тогда сестричка Й догадалась, сняла свою шляпку и надела ее на И, та стала И краткой и смогла остановиться.
Долго объедались они всего, что им принесли. С тех пор И одна в кафе не ходит, ведь только ее сестричка Й может все разделить (май-ка, слой-ка) и завершить, поэтому ее чаще можно встретить в конце слова — дай, лай, чем в начале — йод, йогурт.
Алфавит: картинки с буквами
Ниже вы найдете несколько видов картинок с изображениями букв, животных, предметов, которые помогут вам организовать обучающий процесс, увлечь ребенка, заинтересовать его, предложить новый формат изучения алфавита.
Первая подборка:
Алфавит — картинка с буквой и словами
Вторая подборка (без подписи слов на картинке)
Алфавит — картинки с буквами без подписи слов
Теперь вы знаете, как подготовить ребенка к школе максимально комфортно и для малыша и для себя. Главное правило – обучение должно проходить в игровой форме. Используйте разные методики, наглядный материал, интерактивные плакаты, игры. Ваша задача — не требовать от ребенка, а заинтересовать его, мотивировать к дальнейшему обучению. Обязательно придерживайтесь советов психологов, логопедов и пусть у вашего ребенка будет увлекательное, счастливое детство.
Материалы для изучения
Путишествие буквы И
Однажды буква И решила совершить путешествие в лето. Идёт она, интересуется всем.
— Как называется этот изысканный цветок?
— Да это Иван-да-Марья.
— Голоса каких чудных птиц слышатся мне?
— Это иволги исполняют свои известные песни.
— Что за чудесное дерево раскинуло свои богатые, изумрудные ветви?
— Это ива, царица раскидистых деревьев.
— Чей праздник отмечают сегодня, там, невдалеке, на птичьем дворе?
— Это именины индюшонка.
— Что делают те весёлые дети, в ярких нарядах?
— Они играют в интересную игру.
На все вопросы, заданные буквой И, отвечали… кто бы вы думали? Два братца: Июнь и Июль.
Довольна буква И. Идёт, улыбается, искоса поглядывает: «И тут хорошо и там хорошо. Славное у меня царство – тёплое».
Автор сказки: Ирис Ревю
Как учат алфавит в 1 классе
Буквы малыши начинают учить еще в детском саду, поэтому в первом классе идет закрепление материала. Буквы учат не так, как они расположены в алфавите, а с учетом фонетической особенности букв и звуков.
- Начинают уроки с изучения гласных: А, У, О, Э, И, Ы.
- Следующая тема посвящена сонорным согласным – М, Л, Р, Н, а также букве Й.
- Затем изучают согласные буквы, которые образуют пары – твердые-мягкие, звонкие-глухие: Г-К, Д-Т, Б-П, З-С, В-Ф.
- После учат гласные, звучащие после мягкого знака, и состоящие из двух букв: Е, Ё, Ю, Я и мягкий знак.
- Наступает черед шипящих согласных: Х, Ч, Щ, Ц и разделительного твердого знака.
Единой методики по изучению букв в 1 классе нет. Последовательность меняется в зависимости от программы, по которой обучается класс, а также методики, утвержденной в школе. Есть учителя, разработавшие авторскую методику. Стандартный порядок изучения букв такой:
- Гласные, звучащие однозначно;
- Простые согласные;
- Парные согласные;
- Сложные буквы.
Постановка звука Й
Перед началом упражнений необходимо правильно поставить артикуляцию: выгнуть язык так, чтобы его кончик с напряжением уперся в нижние зубы. Верхняя часть, соприкоснувшись с небом, тоже должна быть твердой. Ребенок почувствует сжатую струю воздуха при произношении звука Й. Затем нужно ослабить напряжение языка, убрать выгиб.
Правильной постановке речи способствуют еще несколько артикуляционных тренировок.
-
Задания на букву й. Лопатка. Открыть рот, обнажив зубы, положить напряженный язык в виде лопаточки на нижний зубной ряд так, чтобы края языка касались уголков рта.
- Улыбка. Улыбнуться несколько раз с сомкнутыми и разомкнутыми губами.
- Накажем непослушный язычок. Положить язык на нижнюю губу и легонько покусать его верхними зубами со звуком «та-та-та», затем пошлепать губами со звуком «пя-пя-пя».
Основные способы
Помимо прямого проговаривания звука Й существуют два вспомогательных способа:
- Подражание:
- быстрое произношение звука И с А, О, У с последующим йотированием (иа-йа, ио-йо, иу-йу);
- переход от мягкого глухого хь к звонкому.
- Механическое воздействие. Применяется с помощью шпателя в трудных случаях. Во время произношения звука «зя» логопед нажимает на кончик языка и слегка отодвигает его вглубь, пока не получится звук «йа».