Конспект занятия по обучению грамоте «гласная буква ё»

Когда требуется замена документов из-за букв Е, Ё?

В 2009 году в России получила резонанс ситуация, когда судья Верховного Суда РФ в отставке при обращении в Пенсионный фонд столкнулся с «проблемой Е и Ё». Тогда начальник управления кадров ВС РФ написал в ПФР письмо с позицией о том, что в данной конкретной фамилии отсутствуют разночтения, поскольку написание через Е не искажает сути. Тогда множество граждан восприняло его как постановление или указание. Однако письмо не имеет юридической силы и носит разъяснительный характер по конкретному (показательному) случаю.

В результате изучения представленных в настоящей статье законов и нормативных актов, может сложиться впечатление о том, что они противоречат друг другу. Подведем итоги, расставив точки над «е»:

  • Когда в одних документах в имени или фамилии стоит Е, а в других — Ё, — в этом отсутствует вина гражданина;
  • Когда прочие данные человека совпадают, оснований для отказа в принятии бумаг и совершении тех или иных юридических действий быть не может. Необходимости в замене документов также нет.

Также работники органов исполнительной власти при оформлении документов и внесении в базы и реестры персональных данных граждан обязаны прописывать букву Ё в именах собственных и всех официальных бумагах.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

8 (804) 333-01-43

Правила русской орфографии и пунктуации (утв. АН СССР, Минвузом СССР, Минпросом РСФСР 1956) (извлечение)

IV. Буква ё

§ 10. Буква ё пишется в следующих случаях:

  1. Когда необходимо предупредить неверное чтение и понимание слова, например: узнаём в отличие от узнаем; всё в отличие от все; вёдро в отличие от ведро; совершённый (причастие) в отличие от совершенный (прилагательное).

  2. Когда надо указать произношение малоизвестного слова, например: река Олёкма.

  3. В специальных текстах: букварях, школьных учебниках русского языка, учебниках орфоэпии и т. п., а также в словарях для указания места ударения и правильного произношения.
    Примечание. В иноязычных словах в начале слов и после гласных вместо буквы ё пишется йо, например: йод, йот, район, майор.

Что делать?

Ответ на этот вопрос зависит от причин, по которым возник вопрос:

  • если вопрос возник в связи с обнаружением ошибки в документах удостоверяющих личность (включая свидетельство о рождении), то надо обращаться в выдавший их орган, т.к. ошибки, имеющиеся в таких документах, могут быть исправлены только выдавшими их органами и организациями (к примеру, согласно статьи 71 Федерального закона № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» заявление о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния подается заинтересованным лицом в орган записи актов гражданского состояния по месту его жительства или по месту хранения записи акта гражданского состояния, подлежащей исправлению или изменению).

Отказ в исправлении ошибки может обжалован в суд;

если вопрос возник в связи с обнаружением ошибки или искажением сведений о фамилии, имени или отчестве в документах, имеющих юридическое значение (к примеру, в ), то необходимо обращаться в суд, т.к. факты принадлежности правоустанавливающих документов устанавливаются судами.

Надо иметь в виду, что согласно подп. 5 п. 2 статьи 264 ГПК РФ в судебном порядке устанавливаются лишь факты принадлежности правоустанавливающих документов (к которым, в том числе, относятся договоры купли-продажи, мены, дарения имущества, дипломы об окончании образовательного учреждения, пенсионные дела, страховые полисы, завещательные распоряжения вкладчика и т.д.), а заявления об установлении факта принадлежности лицу документов, удостоверяющих личность гражданина (паспорт, удостоверение личности офицера, заграничный паспорт моряка, а также свидетельства о рождении, других свидетельств, выдаваемых органами ЗАГСа, служебных удостоверений, личных документов членов общественных объединений, военных билетов, удостоверений к государственным наградам и т.д.) судебному установлению не подлежат, в силу прямого указания в законе (п. 5 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ).

Примечание: регистрационные удостоверения; свидетельства о праве на наследство; свидетельства о праве собственности; документы, выданные административными органами, органами исполнительной власти и т.п. относятся к документами, подтверждающими какое-либо право, например право собственности.

В судебном порядке устанавливаются лишь факты принадлежности правоустанавливающих документов, а не документов, удостоверяющих личность гражданина. Нельзя в судебном порядке установить, например, принадлежность паспорта, заграничного паспорта, служебного удостоверения, военного билета и т.п.
Вместе с тем подобные решения имеют место в практике работы судов.

Статья написана и размещена 27 декабря 2012 года. Дополнена — 12.11.2015

ВНИМАНИЕ!

Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

Ход занятия.

1. Сядет тот, кто мне скажет,сколько звуков он услышал: е (йййэээ). (Два). Какой первый звук? (й). Второй? (э). Правильно. Звуков два, а буква – одна. Вот она. Это буква Е. Поселим ее в красный домик.

2. Знакомство с буквой Е.

На дворе – такая жалость! –

Наша лесенка сломалась.

Наша лесенка сломалась,

Буква Е зато осталась.

3. Игра «Доскажи словечко».

Эту сказку ты прочтешь

Тихо, тихо, тихо…

Жили-были серый еж

И его… (ежиха). Выставляется картинка. Пишем слово ежиха на доске. Какая первая буква в этом слове? (Буква Е).

Немытое в рот ни за что не возьмет.

И ты будь таким, как чистюля… (енот). Выставляется картинка. Пишем слово енот на доске. Какая первая буква в этом слове? (Буква Е).

Зимой и летом одним цветом. Что это? (Ель). Выставляется картинка. Пишем слово ель на доске. Какая первая буква в этом слове? (Буква Е).

4.Упражнение: «Прочти предложение».

На доске написаны слова: высокие, острые.

Ребята, прочтите, какие в лесу ели? (Высокие). Какая буква в конце этого слова? (Е). Прочтите, какие у елей иголки? (Острые). Какая буква в конце этого слова? (Е).

Прочтите предложение.

Ели высокие, иголки острые. Сколько слов в этом предложении?

5. Кто мне скажет,сколько звуков он услышал: ё (йййооо). (Два). Какой первый звук? (й). Второй? (о). Правильно. Звуков два, а буква – одна. Вот она. Это буква Ё. Поселим ее в красный домик.

6. Знакомство с буквой Ё.

Е и Ё – родные сестры,

Различать сестер не просто.

Но у буквы Ё две точки,

Словно к лесенке гвоздочки.

7. Игра «Доскажи словечко».

Добродушен, деловит,

Весь иголками покрыт.

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель… (ёжик). Выставляется картинка. Пишем слово ёжик на доске. Какая первая буква в этом слове? (Буква Ё).

Колюч, да не ёж,

Кто же это?. (Ёрш). Выставляется картинка. Пишем слово ёрш на доске. Какая первая буква в этом слове? (Буква Ё).

За рекой росли,

Их на праздник принесли.

На веточках – иголки.

Что же это? … (Ёлки). Выставляется картинка. Пишем слово ёлки на доске. Какая первая буква в этом слове? (Буква Ё).

8.Упражнение: «Прочти предложение».

Ёжик спит под ёлкой. Сколько слов в этом предложении?

9. Физкультминутка «Если нравится тебе».

Если нравится тебе, то делай так (2 щелчка пальцами над головой).

Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка в ладоши).

Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка за коленками).

Если нравится тебе, то делай так (2 притопа ногами).

Если нравится тебе,то ты скажи: «Хорошо!»

Если нравится тебе, то и другим ты покажи.

Если нравится тебе, то делай все. И еще раз.

10. Чтение.

Какая буква отдает приказ: «Звучи мягко»? (Буква ь). Буквы Е, Ё тоже делают мягкими согласные звуки. Выкладываем из букв магнитной азбуки,читаем и сравниваем:

Се, все, сено, ле, лес, лей, лейка, Лена, пе, пей, не, нет, бе, белка;

Пишем мелом на доске: У Лены белка.

Со, сё, всё, Сёма, ло, лё, Лёша, козлёнок.

У козы козлёнок.

11. Пишем буквы Е, Ё.

12. Итог. Оценка деятельности детей.

Веселые стихи про букву Ё для детей

— Расскажи-ка, Буква Ё,
Как твоё Житьё-бытьё?
Буква Ё
Даёт
Отчёт:
— Ничего житьё
Течёт.
Я — ударная всегда!
— Ой-Ё-Ёй,
Вот это — да!
(А. Шибаев)

Ёж морской на дне морском
Пел о ёжике лесном:
Ах ты, ёж, братец ёж.
Как без моря ты живёшь?
Ёж живёт в глуши лесной,
Ёлка — дом его родной…
(Б. Тимофеев)

Что-ж ты, ёж, такой колючий?
— Это я на всякий случай:
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи!
(Б. Заходер)

Ёжик
Как-то мне приснился сон.
Будто конный эскадрон,
Проходя по переулку.
Так стучал и топал гулко.
Что проснулось всё вокруг.
Я и сам проснулся вдруг.
Свет зажёг…
Я вижу — ёжик
Под кроватью — тук да тук!
От его коротких ножек
Этот топот,
Этот стук.
(А. Вольский)

А ёжик ночью убежал.
Его никто не обижал.
Он тосковал уже с утра,
Он тосковал ещё вчера.
Чего он, глупый, тосковал?
К нему никто не приставал.
Его мы так любили,
И гладили, и мыли.
Но он свернулся и дрожал.
А после взял и убежал…
Мы обыскали все кусты.
До самой тёмной темноты
И я кричал,
И брат кричал.
А ёж таился и молчал.
В траве сновали паучки,
Тихонько тренькали сверчки.
С родной природой в мире.
Еж был в своей квартире.
(Ю. Могутин)

Беспокойные соседки
Поглядите, поглядите:
Пять соседок в алфавите —
Буквы г, д, е, ё, ж —
Все горюют о еже.
Вечно думают:
«Где ёж?»
Не утешишь,
Не уймёшь…
(А. Шибаев)

Есть у ёжика и ёлки
Очень колкие иголки.
В остальном на ёлку ёж
Совершенно не похож.
(Г. Сатир)

Чем ёлка не похожа на волка?
Живут в еловой чаще волки.
Растут в еловой чаще ёлки.
Они нам кажутся похожими,
И запросто их спутать можем мы.
И волки ходят, сбившись в стаю,
И ёлки кучей вырастают.
Волк может поцарапать лапою,
И ёлки лапою царапают.
Волки ходят тихо, молча,
Такова повадка волчья.
И ёлка, если не скрипит.
Стоит молчит, как будто спит.
(Г. Копылов)

Маленькой ёлочке холодно зимой.
Из лесу ёлочку взяли мы домой.
Бусы повесили, встали в хоровод.
Весело, весело встретим Новый год.
(3. Александрова)

Елка в блёстках ледяных,
В тёплых слёзках смоляных.
Свежая, зелёная, солнцем озарённая.
(Е. Благинина)

Что растёт на ёлке?
Шишки да иголки.
Разноцветные шары
Не растут на ёлке.
Не растут на ёлке
Пряники и флаги,
Не растут орехи
В золотой бумаге.
(С. Маршак) 

Ёлочка
Были бы у ёлочки ножки,
Побежала бы она по дорожке.
Заплясала бы она вместе с нами,
Застучала бы она каблучками.
Закружились бы на ёлочке игрушки —
Разноцветные фонарики, хлопушки.
Завертелись бы на ёлочке флаги
Из пунцовой, из серебряной бумаги.
Засмеялись бы на ёлочке матрёшки
И захлопали б от радости в ладошки.
Потому что нынче ночью у ворот
Постучался Новый год!
Новый, новый,
Молодой,
С золотою бородой!
(К. Чуковский)

Ира и ёж
Ира просит: «Ёжик, ёж!
Ты мне платьице сошьёшь?»
Ёж ответил из-под ёлки:
«Ниток нет — одни иголки».
(Ф. Бобылев)

Енот и ёж
Ёжик в бане вымыл ушки,
Шею, кожицу на брюшке.
И сказал еноту ёж:
— Ты мне спинку не потрёшь?
(Г. Виеру)

Какой документ правильный — с буквой Е или Ё?

Бывает, что в фамилии человека или в названии того населённого пункта, где он родился, указанных в его документах, удостоверяющих личность, имеются разночтения, т.е. — вместо буквы ё написана буква – е, что может оказаться препятствием при оформлении различных , к примеру, при оформлении или заключении договора купли-продажи .

Когда же нашей Родине надо получить от человека , или потребовать выполнить другую «почетную обязанность», она обычно закрывает глаза на такие формальности. Так многие государственные органы в случае расхождения написания в букв Е и Ё в разных документах с точками и без них, принадлежащих одному и тому же лицу, обходятся без лишней бюрократии. К примеру, военкомат не станет требовать лишних справок от призывника, с точками или без, все равно поставят в строй. Прокуратура также не станет гонять гражданина по инстанциям, когда того надо арестовать.

По какому-то странному совпадению проблемы начинаются лишь там, где гражданину надо что-то получить от государственных органов. При этом любой столоначальники способны превратить в большую бюрократическую проблему. Такая бюрократическая круговерть: сходи туда, принеси справку оттуда, отстой десять очередей, обойди тридевять кабинетов может сильно осложнить жизнь. Здесь не только букву «ё», здесь все на свете проклянешь. Впрочем, чиновники нашли интересный выход, чтобы, по их мнению, не мучить людей. Для этого человек должен показаться специалистам.

Как выяснилось, владельцев «нестандартных» фамилий пенсионные начальники направляют прямиком в Институт русского языка имени В.В. Виноградова.

Между тем такие чинуши забывают, что наш государственный – русский язык (его речь и графическое оформление) – является одним из наиважнейших приоритетов Державы. Защита русского языка – это не терпящий никаких компромиссов политический вопрос. Графика русского языка – кириллица. В русском алфавите 33 буквы, а буква Ё (ё) в нём занимает седьмую позицию.

Все русские орфографические словари и энциклопедии печатают букву ё во всех словах, в которых она есть по установившемуся правописанию.

Около 3 % граждан Российской Федерации имеют фамилии, имена или отчества, в которых содержится буква ё и нередко запись ФИО в паспорте оказывается искажённой.

История вопроса

День буквы ё отмечается ежегодно 29 ноября: она была введена в обращение 18 ноября (по старому стилю) 1783 г.

История России свидетельствует, что вопросами реформ орфографии занимались первые лица государства. Пётр I в 1708 – 1710 гг.; по поручению Николая II вел. кн. Константин в 1904 –1914 гг.; по заданию кн. Г.Е. Львова А.А. Мануйлов в мае 1917 г.; по поручению В.И. Ленина Я.М. Свердлов в декабре 1917 и в 1918 г.; И.В. Сталин в 30–40-е годы. 

Буква ё содержится в более чем 12 500 словах, в более чем 2500 фамилиях, в свыше 1000 имён граждан России и бывшего СССР, в тысячах географических названий России и бывшего СССР, в тысячах имён и фамилий граждан зарубежных государств.

В учреждениях Российской Федерации системы кодировки подобны, например, задействованной в Сбербанке России, который в своей Системе автоматизированного обслуживания «Телекард» даёт Таблицу кодировки символов контрольной информации. В ней 33 буквы. Написано чётко: «* каждой букве соответствует её порядковый номер в русском алфавите, например, букве А соответствует цифра 1, Ё – 7, Й – 11, Я – 33…». Иначе ведь невозможно однозначно идентифицировать граждан России: Алёнина, Ёрохова, Ёргольского, Йордана, Шрёдера, Юрчёнкова, Ячменёва и многих других. Аналогичные системы задействованы также во всех крупных библиотеках России.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Задания для детей «Буква Ё»

Буква «Ё,ё» очень хорошая подруга буковки Е, но она ужасно колючая. Вы спросите почему? А все потому что, на букву Ё начинаются такие слова: Ёлка, Ёрш, Ёж. Правописание большой и маленькой буквы ё значительно отличается, именно поэтому некоторые задания будут рассчитаны на запоминание именно написания это буквы, а некоторые на запоминание её звуковой части.

Задание «Кружочки» Цель: закрепить в сознании детей знание о букве ё; развитие творческого мышления. Материалы: фото с различными предметами, карандаши красного цвета. Задание: необходимо дать ребенку картинки и выявить вместе с ним все те, предметы, которые начинаются с буквы «Ё,ё». Попросить обвести предметы, начинающиеся с этой буквы. После этого попросить ребенка раскрасить большую и маленькую букву «Ё,ё» в названии данных предметов.

Задание «Вставь букву» Цель: развитие художественных способностей ребенка; принятия решений в необычной ситуации; углубление представлений ребенка о букве «Ё,ё». Материалы: карандаши, изображение ёлочки и ёжика. Задание: нужно дать ребенку картинки и попросить определить, кто там изображен? После необходимо вместе с ребенком их раскрасить и вставить первую букву ( _лочка, _жик).

Рассказы для закрепления буквы «Ё» с картинками вместо слов смотрите здесь.

Задание учимся писать «Ё» Цель: лучшее запоминание написания буквы «Ё». Материалы: картинка с изображением 5 букв Ё, 5 карандашей разного цвета. Задание: попросить ребенка карандашами разного цвета разукрасить 5 бук «Ё».

Задание «Найди букву» Цель: развитие внимательности у ребенка; закрепление образа буквы «Ё» в сознании ребенка. Материалы: 5 карточек с разными буквами алфавита( А,В,Д.Ё,Е). Задание: Разложить перед ребенком карточки и дать ему минуту посмотреть на буквы. После этого перемешать их и попросить найти из них карточку, на которой изображена буква «Ё».

Задание «Мягкая буква» Цель: изучение буквы «Ё» с разных сторон; выявление её особенностей. Материалы: карточки, на которых написаны слоги, в состав которых входит буква Ё( первые три карточки: МО, СО, ЛО; вторые три: МЁ, СЁ, ЛЁ). Задание: помочь ребенку прочитать слоги по очереди вначале первые три, а после вторые

Обратить внимание на то, что слоги, в состав которых входит буква Ё звучат на много мягче чем первые три слога

Задание «Совмести картинки» Материалы: три фотографии с изображением орла, осла и овса. Три карточки с названиями ( орёл, осёл, овёс). Задание: нужно совместить название и картинки, а после посчитать сколько букв ё используется в трех названиях.

Ход образовательной деятельности.

Организационный момент звучит песня о детском саде.

Этюд «Улыбка».

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые взрослые!

Мы рады, что вы пришли к нам в гости.

Улыбнитесь друг другу. А я улыбнусь вам.

Загадки:

Добродушен, деловит.

Весь иголками покрыт.

Слышишь топот быстрых ножек

Это наш приятель…. (ежик)

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На Новый год я главная…. (елка)

Драчун и забияка

Живет в воде,

Кости на спине,

И щука не проглотит…. (ерш)

— Ребята, посмотрите-ка на доску. Что изображено на этих картинках? (Ёж, ёлка, ёрш). Какой одинаковый звук есть во всех этих словах? Правильно – Ё! Сегодня мы будем работать с этим звуком, а также узнаем, какой буквой он обозначается.

Преобразование слов:

— Сделайте «один» из «много»:

ежи – ёж, Ерши – ёрш, ели – ёлка.

2.Введение в тему занятия:

— Давайте с вами проверим, какой же у нас звук . Как мы его произносим – долго или коротко? – Долго. – Произнесем «Ёёёёёёёёё», есть ли преграда на пути? – Нет. – Значит, какой это звук – гласный или согласный? – Гласный. – Правильно.

3. Характеристика звука:

На доске прикреплена карточка – прямоугольная полоска бумаги, разделенная на 3 равных части, обозначающих начало, середину и конец слова. Это позволяет наглядно представить позицию звука в слове. Произнося слова со звуком Ё в разных позициях, уточняет у детей местоположение звука и передвигает букву по карточке – в ее начало или конец.Слова: ёрш, лёд, копьё, ёлка, ёжик, мёд, ружьё, телёнок, пелёнка.

5. Игра «Кто внимательный?»

— Запомните как можно больше слов с Ё, которые встретятся в сказке.

Ёжик и ёршик.

Все звери легли спать на зиму, и ёжики улеглись в норе под ёлкой. А маленькому ёжику не спится. — Мам! Что это мы всё спим да спим. Можно, я схожу к своему другу Ёршику? — Да ты что? Замёрзнешь ещё. Спи! Лежал-лежал ёжик, ёрзал-ёрзал, ёрзал-ёрзал, дождался, пока мама уснула, и вылез из норы. Вылез и удивился. Всё белым-бело, и снег на ёлках то на цыплёнка похож, то на ёжика и даже на ёршика!

Прибежал к реке, а вместо реки — один лёд, и прорубь посередине. — Ёрш, ёрш! Я чего видел! Ну, ёрш! — Выплыл заспанный ёрш: — Ну чего кричишь, спать не даёшь? — А разве вы тоже спите? — Ещё как, до самой весны. Шёл бы и ты, а? — Затрусил ёжик домой, в тёплую нору. Замёрз весь, съел мёду, чтоб не заболеть, и залёг спать до весны. (Г. Юдин.)

— Какие слова с Ё вы запомнили?

6. Знакомство с буквой Ё. Различение понятий «звук» и «буква»

— Ребята, до этого мы с вами говорили о звуке , а теперь поговорим о букве Ё. Каждый звук обозначается своей буквой. Будьте внимательны и запомните, что звук мы слышим и произносим, а букву мы видим и пишем.

— Посмотрите, какая важная буква к нам пришла? (воспитатель выставляет на доске букву). На какую букву похожа Ё? Правильно, на Е.

Е и Ё – родные сёстры, различать сестёр не просто.

Но у буквы Ё две точки, словно в лесенке гвоздочки.

— Ребята, я произношу «Ё-ё-ё-ё-ё», что это – звук или буква? – Звук. – Верно, потому что мы ее произносим и слышим. А вот это что (воспитатель показывает на доске букву? – Это буква. – А почему? – Потому что мы ее видим и пишем. – Всё правильно.

Эту букву называют «хитрой», так как она может обозначать два звука.

Произносим мы два звука, но одну лишь пишем букву! (Й) да (О, а вместе Ё. Не забыть бы про нее.

-А какие еще хитрые буквы вы знаете? (Ю, Я, Е).

7. Игра «Собери букву».

(дети собирают букву из материалов Фребеля- палочки и точки)

Физминутка:

Мороз

Я мороза не боюсь,

С ним я крепко подружусь.

Подойдёт ко мне Мороз,

Тронет руки, тронет нос. (Надо показать руку, нос.)

Значит, надо не зевать,

Надо нам идти играть. (Движения.)

8. Сказка «Почему Ё всегда ударная».

— Из этой сказки вы узнаете, откуда взялись у буквы Ё две точки вверху.

Однажды буква Е убежала в лес. Тут подул сильный ветер, закачались деревья. Букве Е стало страшно и она спряталась под ель. Но от ветра ель тоже начала качаться, и на букву Е упали шишки, от которых у Е на голове образовались две шишки. От этого она превратилась в другую букву – букву Ё. Вот, оказывается, почему Ё всегда ударная.

-Хотите проверить? (чтение) –Елка, Ежик, пенЕк, весЕлый, котЕнок. (отхлопать каждое слово и проверить на какой слог падает ударение.

9. Игра «Рассыпались слова».

Дети расходятся на подгруппы. У каждой подгруппы, разрезанные на буквы слова: «ежик, елка, клест».

Схемы слов. Дети выкладывают слова по схемам.

10.Задание на внимательность:

— У вас на столах лежит карточка с заданиями.

1. Посмотрите на нее внимательно и обведите красной ручкой букву, которую мы сегодня учили.

2. Определите место буквы в слове (начало, середина, конец). Раскрасьте соответствующий квадрат.

3. По клеточкам нарисуйте правую сторону елочки.

11.Итог занятия:

— С какой буквой мы сегодня познакомились?

— Что нового вы сегодня узнали?

Какой закон регламентирует порядок написания Е и Ё в документах?

Федеральный закон N 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» обязывает должностных лиц при заполнении официальных бумаг соблюдать правила современного русского языка в части орфографии и пунктуации.

Основные положения ФЗ о статусе судей подробнее тут:

В 2012 году государство выпустило закон о правописании букв Е и Ё в официальных документах — Письмо Минобрнауки России № ИР-829/08.

В законе сообщается о многократных обращениях по вопросам оформления актов, удостоверяющих личность человека, свидетельств о регистрации брака или развода, дипломов об образовании и др. бумаг в части написания в них буквы Ё.

Министерство поясняет, что порядок написания этих букв в документах не отличается от порядка их написания в других текстах, поскольку законы русского языка едины. В то же время, написание Ё в именах собственных по правилам обязательно. О причинах — ниже.

Правила написания букв Е и Ё

Порядок использования буквы Ё в русской письменности регулируется 10-м параграфом Правил русской орфографии и пунктуации.

Написание буквы Ё обязательно в следующих случаях:

  • Без Ё слово может быть неверно прочитано и воспринято:
  • Слово является нераспространенным, малоизвестным:
  • При написании слов с «Ё» в печатных учебных материалах для детей, словарях и специализированной литературе.

В 2007 году Министерство образования и науки России выпустило рекомендательное письмо N АФ-159/03 о решениях, принятых Межведомственной комиссией по русскому языку. Документ служит нормативным источником в части употребления буквы Ё в письменной русской речи. Письмо состоит из 2-х частей:

  • Преамбулы, излагающей тезисы истории возникновения и практики применения буквы, выводы ученых о ее необходимости, примеры возникающих в связи с ее заменой на «е» проблем и иные аспекты;
  • Разъяснения, в котором комиссия, ссылаясь на Постановление Правительства РФ № 714 2006 года. Нормативный акт гласит, что российское Минобразования при решении вопросов, связанных с регулированием норм современного литературного языка и правил русской орфографии и пунктуации, должно основываться на рекомендациях, выработанных междуведомственной комиссией по русскому языку.

На основе делегированных полномочий, комиссия постановила в Письме, что написание буквы Ё обязательно. Игнорирование требований характеризуется как нарушение положений закона N 53-ФЗ о государственном языке Российской Федерации.

Рекомендация обращена к печатным изданиям, сотрудникам государственных учреждений и ведомств исполнительной власти, особенно к лицам, сталкивающимся по работе с персональными данными граждан, их регистрированием, заполнением и выдачей документов.

Правописание Е и Ё в фамилии и имени по закону

Вопрос написания Е и Ё в документах актуален примерно для 3 — 4 % населения России: Артёмов, Алён, Семёнов, Фёдоров и многих других счастливчиков с именем, фамилией или отчеством, содержащими букву Ё.

Чиновники, оформляя важные документы, идентифицирующие личности граждан, считают необязательным употреблять букву «ё». В то же время, принимая или обрабатывая документы человека с «проблемными» именем или фамилией, норовят отказать в обслуживании, убедить человека в необходимости заменить документы.

Проблемы проявляются при оформлении заграничного паспорта в процессе написания имен собственных латиницей. Значительно чаще споры с должностными лицами возникают в ситуациях, когда в фамилии, имени, месте рождения гражданина в одних документах написана Ё, в других — Е. Случаются даже ситуации, когда у членов одной семьи фамилии в личных документах написаны по-разному.

Различия в написании имен и фамилий с Ё приводят к сложностям:

  • В определении личности человека;
  • При оформлении развода;
  • Подаче бумаг госучреждения и ПФР для получения пособий, материнского капитала и др.;
  • Совершении юридических действий, связанных с материальной ответственностью: заверением бумаг, касающихся наследования, проведением финансовых сделок.

Имена собственные (фамилии, имена, отчества, географические названия, наименования организаций и предприятий) относятся именно к первому случаю, обозначенному в правилах, поэтому по закону:

При оформлении документов обращайте внимание оператора на верное написание ваших персональных данных! Внимательно проверять бумаги при их оформлении и получении следует всем гражданам, не только обладателям проблемной «Ё». В юридических вопросах важна каждая мелочь

Сказка про букву Ё

Ежик и ёршик

Все звери легли спать на зиму, и ёжики улеглись в норе под ёлкой. А маленькому ёжику не спится.

— Мам! Что это мы всё спим да спим… Можно, я схожу к своему другу ёршику?
— Да ты что? Замёрзнешь ещё. Спи!

Лежал-лежал ёжик, ёрзал-ёрзал, дождался, пока мама уснула, и вылез из норы. Вылез и удивился. Всё белым-бело, и снег на ёлках то на цыплёнка похож, то на ёжика и даже на ёршика!

— Ой, как здорово! А ёршик-то сидит в реке, ничего этого не видит!

Прибежал к реке, а вместо реки — один лёд, и прорубь посередине.

— Ерш, а ёрш! Я чего видел! Ну, ёрш!

Долго звал ёжик, замёрз весь. Наконец выплыл заспанный ёрш:

— Ну, чего кричишь, спать не даёшь?
— А разве вы тоже спите?
— Ещё как. До самой весны. Шёл бы и ты, а?

Затрусил ёжик домой, в тёплую нору. Замёрз весь, съел мёду, чтоб не заболеть, и залёг спать до весны.

(Г. Юдин)

Ход НОД:

1. Организационный момент.

Дети встают кругом (играет музыка из м/ф «Крошка Енот»)

-Дети, улыбнёмся друг другу.

-Потянем руки к солнцу, улыбнёмся ему.

-Что вы хотите пожелать друг им детям (вышлушиваются2-3 ребёнка)

2. Артикуляционная гимнастика.

-Ребята сегодня мы познакомимся с новыми звуками и буквой,но сначала сделаем артикуляционную разминку — выучим чистоговорку:

Ежевику мирно ели

Два енотика под елью.

3. Знакомство с новым материалом

— К нам в гости пришел зверек, а какой, вы сами угадаете.

Немытое в рот ни за что не возьмёт,

И ты будь таким, как чистюля… (ЕНОТ (иллюстрация)

-Правильно, Енот.

Рассказ о животном

Енот живёт в лесу у реки. За любовь к чистоте его называют полоскун. Передние лапки могут захватывать, мыть любые предметы, пищу. Енот ловко прыгает и проворно бегает. Это весёлое и красивое животное.

— Посмотрите, как пишется слово «ЕНОТ»(карточка)

-Разделите слово ЕНОТ на слоги.

-Сколько в слове слогов(2)

— Назовите первый слог. (е)

-Назовите второй слог. (нот)

-Рассмотрите схему.

-Прочитайте второй слог.

А первый слог е обозначается буквой Е.

-Рассмотрите буквы Е, е.

— Чем они похожи?

— Чем отличаются?

-Сколько элементов у большой буквы Е?

-Рассмотрите маленькую букву е. Сколько у нее элементов?

-Прорисуйте в воздухе букву Е (Самостоятельно. Если ребенок не справился с заданием, прорисуйте рукой ребенка в воздухе заданную букву.)

-Сложите букву из палочек. (Помощь ребенку при необходимости.)

-Прочитайте букву (несколько детей)

-Сколько букв Е (больших и маленьких) на рисунке?

4. Характеристика звука (Й –Э)

-Ребята, посмотрите как я произношу звук «Е».

Зубы сближены в улыбке, губы приближены к зубам, кончик языка находится за нижними резцами, воздушная струя идет через рот, голосовые связки напряжены, колеблются, в результате образуется голос и я произношу звук «Е».

-Попробуйте вы произнести звук «Е».

-Какие звуки вы услышали? (й-э)

-Правильно, Е состоит из двух звуков и . Если буква Е стоит в начале слова или после гласной, мы будем обозначать ее прямоугольником зелено-красного цвета.

-Зеленый цвет обозначает всегда мягкий согласный звук , а красный цвет—гласный звук .

5. Звуко-буквенный анализ.

-Прочтите слова. Рассмотрите схемы.

ем ели поехали енот воет

море поле

-Ребята, назовите слова, где звук «Е» стоит в начале слова? (ем, ели, енот)

-А теперь назовите слова где звук «Е» в середине слова? (поехали, воет)

-Назовите слова где звук «Е» в конце слова (море, поле)

-Молодцы! Как вы думаете звук «Е» гласный или согласный? (ответы детей)

-Какие еще гласные звуки вы знаете? (ответы детей)

-Почему они называются гласными? (ответы детей)

-Какие еще бывают звуки (согласные)

-Почему их называют согласными? (ответы детей)

-Твердые и мягкие звуки

-Как определить твердые и мягкие звуки. Приведите примеры, (ответы детей)

-Звонкие и глухие.

-Как определить звонкие и глухие звуки? Приведите примеры, (ответы детей)

-Молодцы! А сейчас давайте отдохнем.

3. Физминутка

На реке живёт енот,

Чешет лапкой он живот,

Своим хвостиком виляет,

Кверху лапки поднимает.

Шустро он по кочкам скачет

И запас под корень прячет.

Он среди воды живёт,

Добродушный наш енот.

5. Закрепление пройденного материала.

Проводится игра «Эхо».

-Я называю слово или букву, а вы повторяете только последний звук.

При произношении воспитатель утрированно выделяет последний звук.

Е (Э-э-э)

Я (А-а-а)

Ю (У-у-у)

Ё(О-о-о)

Новые (Э-э-э)

Моя (А-а-а)

Качаю (У-у-у)

Твоё (О-о-о)

6. Пальчиковая гимнастика

В гости к пальчику большому

Приходили прямо у дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний

Сам мизинчик- малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики друзья,

Друг без друга им нельзя.

7. Письмо буквы «Е».

На каждого ребёнка карандаши и лист бумаги, на котором изображены буква «Е», енот. Букву раскрашиваем красным цветом. Затем дети раскрашивают картинку енота.

8. Гимнастика для глаз. (электронный вариант)

9. Рефлексия.

-С какой буквой и звуком познакомились (ответы детей)

-Что нового узнали?

-На следующем занятии мы продолжим знакомство со звуком «Е»

и буквой «Е».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Коробка с мышками
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: