Материалы и отделка
Бидермейер как стиль в интерьере стал любимцем среднего класса, буржуазного большинства, населяющего европейские города. Направление сложилось в противовес ампиру, стилю высших слоев общества, поэтому элитарность для него совершенно не характерна, а отделка отличается максимальной простотой. Главный принцип внутренней отделки — она не должна привлекать внимания, поэтому используются следующие приемы:
Стены. Изначально для отделки стен применялась обивка тканью или клеились тисненые обои (часто полосатые), что не потеряло актуальность и сегодня. Стильный вид имеют гладкие однотонные стены. Для отделки спальни и гостиной подходят обои, для кухни практичным будет окрашивание, для коридора можно выбрать штукатурку.
Стены с лепным карнизомИсточник studiosh.ru
- Цвет стен. Выбираются светлые и теплые оттенки: сливочный, кофе с молоком, песочный, пастельный розовый или голубой. Допускается незатейливый орнамент на обоях.
- Пол. Лучший выбор — паркет, но он требует больших вложений и периодического ухода. Его с успехом заменяют современными материалами с имитацией натурального дерева, обычно это ламинат, керамическая плитка, керамогранит.
- Потолок. Подойдет светлая гладкая поверхность, возможно, со скромным декором в виде лепнины. В современной комнате вариантом может стать светлый натяжной потолок.
Потолок с точечной подсветкойИсточник propertiesinprovence.com
Мебель
Для бидермайера важна практичность предметов обстановки, их декоративность отходит на второй план. Главными критериями становятся такие качества, как удобство, прочность и качество столярной работы. Для мебели в стиле бидермейер характерны следующие черты:
Равнодушие к роскоши. Вместо красного и черного дерева используется древесина клена и березы, вместо шикарной шелковой обивки, характерной для ампира, — цветастый ситец и практичный полосатый репс.
Неброский уютИсточник niagaranovice.blogspot.com
- Отличительный признак мебели. Диваны, кресла и стулья снабжаются плавно изогнутыми спинками и подлокотниками. Столы, шкафы и секретеры снабжаются изогнутыми точеными ножками.
- Самые популярные предметы обстановки — диваны, кресла и софы, делающие помещение особенно уютным.
Интерьер спальни не выглядит загруженнымИсточник journal.homemania.ru
Декор шкафовИсточник dekorolab.ru
Модные предметы — шкафы-витрины с остеклением одной или трех сторон; самое подходящее место для семейных реликвий и домашних коллекций.
Мебель для гостиной бидермейерИсточник host.access.ly
Функциональность. Столяры прониклись идеями английских мебельных мастеров, и на свет появились раздвижные столы-трансформеры разных конструкций. Многоликие секретеры и столы с ящиками и тайниками особенно полюбились в Российской Империи, что нашло отражение в литературе. Венцом конструкторских изысканий стали стулья для библиотеки, трансформируемые в лестницу-стремянку.
Складной стул-лестница для библиотекиИсточник ljrate.ru
Об особенностях стиля бидермейер в следующем видео:
Стиль бидермейер в современном интерьере
Во времена своего расцвета бидермейер в интерьере прекрасно уживался с национальными направлениями: французским романтизмом, российским «Николаевским» ампиром, британским викторианским стилем. Оказало на него влияние и всеобщее европейское увлечение восточным колоритом. Интерьеры бюргерских домов украшались предметами, привезенными из Китая и Японии, а у поклонников Востока появлялись курительные комнаты, оформленные на турецкий манер.
В современном интерьереИсточник freelancehack.ru
Знание подобных тонкостей помогает в оформлении современного интерьера
Оформляя комнату в стиле бидермейер, важно помнить, что:
- Столов может быть несколько. Большой стол обычно занимает место в центре комнаты. Стильным штрихом станет кофейный, курительный или карточный столик, полезным — столик для рукоделия или чтения.
- Мебели должно быть много. В дополнение к столу подбирают шкафы, комоды и этажерки. Узнаваемая деталь стиля — бюро или секретер.
Зонирование большой комнатыИсточник modernplace.ru
- Мебель для отдыха. Кроме дивана комнату наполняют мягкие кресла с удобными спинками, пуфы, кресла-качалки. Хотите полного комфорта по-бидермейерски — поставьте рядом пару скамеечек для ног.
- Камин — хорошая деталь для воссоздания уютного интерьера бидермейер. Он может быть как дровяным, так и электрическим.
- Для освещения подходят самые разнообразные светильники: многорожковые и классические люстры с декоративными лампочками-свечами, настольные лампы и настенные бра. Пригодятся и свечи.
Современная стилизация с каминомИсточник az-studia.ru
Заключение
Со времен расцвета бидермейера представления об уюте и целесообразности изменились. Современные интерьеры, оформленные по-бюргерски, выглядят гораздо проще, но сохраняют заложенный в идею комфорт и практичность. Нередко идеи бидермейера используются как часть эклектики — резной секретер или шкаф со стеклянной витриной способен стать украшением любой гостиной
Этот художественный стиль по-прежнему востребован; как никакой другой, он наполнен вниманием к мелочам и приближен к повседневным потребностям человека
История стиля
Бидермейер, он же бидермайер, а на немецком «biedermeier» является художественным немецким стилем, который встречается также в архитектуре и дизайне помещений, был особенно востребован в 1815-1848 годах. Свое название направление получило благодаря псевдониму немецкого поэта Людвига Айхродта – «Готлиба Бидермейера». А в переводе данный псевдоним означает «простодушный господин Майер».
Известно, что данный стиль является выходцем романтизма и ампира
Для этого направления очень важно четко обыграть интерьерную композицию до мелочей, всегда выбиралась добротная мебель на века. Стиль преследовал качество, добротность, долговечность всех используемых в домашних помещениях предметов, в частности именно мебели
И если форма мебели была простоватой, то обивка всегда вызывала бурю эмоций, ведь это всегда были сочные тона с витиеватыми принтами.
История происхождения
Бидермейер ― одна из ветвей романтизма, последовавшего за величественным и торжественным ампиром. Зародился этот стиль на фоне нестабильной политической ситуации в Германии.
Пребывая в меланхоличном настроении, горожане старались:
- прятаться от реальности;
- погружаться в семью и круг друзей;
- искать романтику в повседневности.
Первоначально стиль воплотился в живописи, сюжеты которой воплощали идиллическую привлекательность мира обывателя.
Живописные произведения отличаются:
- небольшим форматом полотен;
- акцентированием мелких деталей;
- утонченной манерой письма.
Этот уютный и простодушный стиль постепенно распространился на:
- моду;
- прикладное искусство;
- интерьер помещений;
- мебель.
Бидермейер в одежде наиболее ассоциируется с женским платьем. Мода XIX столетия стала более простой, функциональной и комфортной.
Дамская одежда была представлена:
- платьями с приталенным силуэтом, декольте и широкими рукавами;
- изысканными шляпками;
- широкими юбками, по форме напоминающими колокол.
Гардероб для мужчин включал рединготы, жилеты, цилиндры и зауженные брюки со штрипками. Значимым аксессуаром являлась трость.
В интерьерах большое значение уделялось:
- сбалансированности пропорций;
- светлым палитрам;
- простоте форм.
Важная особенность — обустройство «чистой комнаты», в которой принимали гостей. В мебели выше всего ценились удобство и функциональность, а декоративности была отведена второстепенная роль.
История и интересные факты
Стиль бидермейер появился в Германии в начале XIX века и пользовался популярностью до середины столетия. Он был распространен среди представителей немецкой и австрийской буржуазии не только как интерьерное и ландшафтное решение. Бидермейер проявил себя в живописи, архитектуре и даже в нарядах.
Во времена расцвета этого стиля Европа пережила несколько переломных моментов. Позади была война с Наполеоном, прошла Первая мировая война, готовилась Вторая, близились демократические революции.
Обычные граждане тогда особенно хотели простого домашнего уюта и погружения в круг маленьких семейных радостей. Как раз в эту пору и появился стиль бидермейер, соединивший практичность буржуазного сознания, выдержанность пропорций имперского стиля ампир и поэтическую умиротворенность атмосферы, в которой так нуждался бюргер.
Название стиля имеет идеологические корни. Bieder значит простодушный, а Мeier – это распространенная немецкая фамилия. Слово было взято от псевдонима известного в Германии поэта Людвига Айхрода, писавшего в ироническом духе о школьном учителе-филистере.
Герой его эпиграмм – типичный представитель среднего класса. Людвиг подписывался как «Готлиб Бидермейер». Фамилия-псевдоним стала нарицательной, характеризуя обывателей с их «земными» интересами.
В России об этом направлении узнали в эпоху Пушкина. Бидермейер пришелся по вкусу дворянскому сословию и утвердился в господских домах, усадьбах и дачах. Что интересно, он не изжил себя до сих пор и прекрасно подойдет для современной квартиры. Даже в оформлении отелей люксового класса и дорогих ресторанов дизайнеры нередко используют этот стиль, потому что он создает домашнюю обстановку.
https://youtube.com/watch?v=v2-Y_5BJQKA
История
Этот стиль родом из Австрии и Германии XIX века и, честно говоря, за звучным и даже важным словом скрывается насмешка: бидермейер в переводе – некий «бравый господин Мейер», собирательный образ мещанина, который придумал и взял себе в качестве псевдонима поэт Л. Айхродт. Сроднившись таким образом с мещанством, бидермейер ставит во главу угла практичность, удобство, прочность. Примечательно, что многие классические в дизайне интерьеров стили начали свой путь с архитектуры (классицизм, готика, барокко и пр.), а вот бидермейер изначально появился как тип интерьерного убранства. Унаследовав некоторые черты ампира (принципы построения и лаконизм), бидермейер совершенно проигнорировал такие его качества, как холодность, помпезность и роскошь. К тому же, в первые годы XIX века у людей попросту не было финансовых возможностей на шикарную обстановку, зато дешевая, функциональная, комфортабельная английская мебель вполне отвечала потребностям среднестатистических буржуа.
Итак, каковы же основные особенности стиля бидермейер?
Однушка в минималистском стиле: проект Янины Филипповой и Виолетты Никитиной
На фото:
Эта гостиная — яркий пример минималистского стиля: простота и ясность композиции, лаконичность выразительных средств.
Сведения о квартире:
однокомнатная квартира площадью 49,4 кв. м в ЖК «Чемпион Парк».
Владельцы квартиры:
супружеская пара.
Пожелания клиентов:
найти место для полноценной гостиной и отдельного помещения для спальни.
План квартиры до и после перепланировки.
автор Филиппова Янина
Работа дизайнеров над квартирой началась с перепланировки, так как исходное планировочное решение было неудачным по ряду причин: кухня имела вытянутую форму, стандартные оконные проемы ограничивали прекрасный вид на парк, который открывался через панорамное остекление лоджии. Помимо этого надо было найти место для отдельной спальни. Чтобы реализовать пожелания заказчиков, дизайнеры предложили увеличить площадь кухни и разместить на этом пространстве еще и гостевую зону. Кухня была перенесена в глубину комнаты – это вполне соответствовало СНиПу, так как она расположилась в пределах «мокрых зон». Почетное место у окна заняли вместительный диван и телевизор.
автор Никитина Виолетта
Чтобы не загромождать пространство спальной, была предусмотрена гардеробная. Дизайн однокомнатной квартиры выдержан в минималистском стиле
Лаконичность и чистота дизайнерских приемов, работа с формой и геометрией, а также особое внимание к деталям – вот основные принципы построения данного интерьера. Монохромность цветового решения квартиры разбавляют элементы интерьера, выполненные из яркого по текстуре дерева
Единство цвета и материалов придает интерьеру ощущение целостности. Представленная фотогалерея дизайна однокомнатной квартиры – убедительное тому доказательство.
Моделирование прихожей выполнено только с использованием необходимых предметов — встроенных шкафов и полки с зеркалом.
Для минимализма характерны нейтральные тона — чаще всего бело-серые и черные.Две разнофункциональные зоны в гостиной-кухне разделены нетипичной островной кухней, которая одновременно является и барной стойкой.
Две разнофункциональные зоны в гостиной-кухне разделены нетипичной островной кухней, которая одновременно является и барной стойкой.
Чтобы объединить зону отдыха, были использованы два однотипных дивана в серой обивке.
В небольших помещениях барная стойка с успехом может заменить обеденный стол.
Специально для кухонной утвари была выстроена вместительная система хранения.
Ярким акцентом в небольшой черно-белой спальне стала деревянная отделка над изголовьем кровати.
Оконный и дверной проемы на лоджию были демонтированы, на их месте появилась стеклянная раздвижная дверь во всю стену.
Лаконизм ванной комнаты подчеркивают использованные материалы — дерево и панели под мрамор.
Ванна, утопленная в деревянный короб, превратилась в настоящую купальню, стеклянная панель отгораживает душевой уголок в ванне.
Освещение
В данном случае более важным является естественное освещение, нежели искусственное. Поэтому в квартирах устанавливаются большие панорамные окна. Рама может иметь разную форму: многоугольник с закругленными углами, овал, круг и т.д. Стоит избегать ровных линий, поэтому даже прямоугольные окна лучше оборудовать дополнительными деревянными балками, создавая новый узор.
Массивная люстра — обязательный атрибут любого помещения в стиле модерн
В кухне освещение должно быть фоновым и целевым. Первое устанавливается над обеденным столом, второе — в рабочей зоне. Часто в нижние кухонные шкафчики, расположенные над раковиной и столешницей прикрепляют светодиодную ленту.
Для гостиной стоит продумать активное освещение. Часто в центре потолка монтируют крупную люстру с лампами в виде свечей. Популярны также круглые плафоны, украшенные кристаллами, ковкой. Лучше остановить свой выбор на моделях с тремя и большим количеством плафонов.
Для дополнительного освещения можно использовать настенные светильники и бра
В спальне освещение должно быть рассеянным, спокойным. Помимо центральной люстры устанавливаются бра, которые играют роль дополнительного источника света. Также можно присмотреть красивые светильники для прикроватных тумбочек, которые будут выполнять также декоративную функцию.
Отделка помещения
Материалы для отделки могут быть самые обычные: интерьерные краски, обои и различные штукатурные смеси.
Стены
Главное, чтобы стены были однотонными, можно даже без узоров и аппликаций. Ровные и гладкие стены смотрятся просто, но при этом стильно. Цвет должен быть выполнен в теплых оттенках. Для гостиной или спальни больше подойдут обои, для прихожей и коридора – штукатурка, а стены на кухне можно просто покрасить. К слову раньше использовали тисненные полосатые обои, и они актуальны по сей день.
Пол
Лучшим вариантом для напольного покрытия считается паркет. Но из-за его дороговизны и небольшой износостойкости его можно заменить более современным материалом. Можно уложить ламинат или изысканную плитку. Главным условием является то, чтобы эти материалы своим видом создавали имитацию дерева.
Потолок
При оформлении потолка необходимо также придерживаться правила ровных и гладких поверхностей. Потолок окрашивают в белые и светлые тона. Для украшения и оживления интерьера можно приклеить неброский карниз или создать лепнину. Еще одним вариантом отделки потолочной поверхности является натяжной потолок. Этот современный вид потолочного покрытия очень хорошо подойдет к данной стилистике из-за гладкой текстуры и однотонности цвета. Только выбирать нужно светлые тона.
Как создать обстановку в стиле бидермейер?
С этим стилем прочно входит в дом удобная простота и практичный комфорт. Он стал первым стилем в Европе, где стали ценить не показную пышность и помпезность, а целесообразность и функциональность вещей. Стали ценится семейный домашний уют и простота.
Дизайн в стиле бидермейер всегда выделяет общая пропорциональность, законченный образ. Такой интерьер покоряет умиротворенным спокойствием, удобством и уютом, отсутствием вычурности в оформлении. Здесь обязательными условиями становятся: строгая геометрия всех форм и палитра светлых красок.
В углу зала, где собиралась вся семья, и принимали гостей, в нише округлых форм была элегантная белая печь. Стены украшали светлыми миниатюрными картинами.
Именно с этим стилем пришло понятие «чистой комнаты», где отражено подражание аристократическим салонам, где принимали знатных гостей. Общий зал (гостиная) оформлялся с большой любовью и старанием, он был визитной карточкой вкуса и достатка владельцев дома.
Бидермайер в мебели
Очень примечательна мебель в стиле бидермайер.
После замысловатых аристократических гарнитуров, почитаемых ранее в Европе, она выглядит довольно просто, но впервые обладает исключительной функциональностью и удобством.
Эта мебель уже очень напоминает сегодняшние изделия.
Для ее изготовления выбирают древесину дешевых пород: фруктовые или хвойные деревья. Красные породы отошли на задний план из-за своей высокой стоимости.
Формы мебели в стиле бидермайер прямые и четкие, но все же с некоторыми закруглениями, вероятно, пришедшими со стиля рококо.
Особенно часто их можно проследить в изгибах ножек у стульев или в плавных линиях диванных спинок и подлокотников.
Неактуальным становится изготовление одиночных изделий, организовываются специализированные цехи.
От мебели уже не требуют украшать интерьер, а только выполнять как можно больше полезных функций: раздвижные и откидные столы, стулья, преобразовывающиеся в лестницы, секретеры с бесчисленным количеством выдвижных ящичков.
Что касается расположения мебели в комнате, то чаще всего она концентрируется в центре, например большой овальный стол с несколькими креслами или диваны вокруг небольшого столика.
Вдоль стен располагались шкафы или книжные полки. Пустот старались оставить как можно меньше.
Мягкая мебель получила большое распространение в рамках стиля бидермайер. На это повлияло введение машинного производства текстиля, что увеличило его ассортимент и количество. Стают популярными чехлы на мебель, а балдахины наоборот уходят в прошлое.
Стиль бидермайер в интерьере отличается гостеприимностью и теплой семейной обстановкой. Он подходит особенно для небольших квартир с низкими потолками, а в огромных особняках будет смотреться неуютно и даже нелепо.
Бидермайер – это воплощение немецкого качества и практичности, очень приятный комфортный стиль.
Новикова Мирослава, специально для Kvartirobus.ru
Бидермейер в интерьере
Интерьеры в стиле бидермейер существенно отличаются от интерьеров прошлого периода – теперь им свойственны интимность, соблюдение пропорций, простые формы и светлые цвета. Помещения были просторными и хорошо освещёнными, отчего они становились комфортными и приятными для пребывания. Стены красили в светлые тона, в основном в белый, или оклеивали тиснёными обоями – чаще в полосатыми. Рисунок мебельной обивки старались сочетать с цветом оконных занавесок. Что касается орнамента, то продолжали использоваться пальметты эпохи ампир, только фон чаще выбирался другой, например, фиолетовый.
На смену строгости классицизма пришли естественные формы и более плавные линии. Некоторые конструкции отличались оригинальностью и практичностью. Было положено начало многофункциональной, комбинированной мебели – трансфформирующейся и раздвижной.
Критерием предметов быта стали считаться, прежде всего, высокое качество и надёжность. Предпочтение отдавалось простым формам, не было излишка декоративных элементов. Предметы мебели оживлялись яркими расцветками обивки, в комнатах вешали занавески насыщенных цветов.
В период расцвета стиля бидермейер появилось такое явление как «чистая комната». Чаще всего это понятие относилось к гостиным, в котором находилось довольно много мебели. Как правило, она группировалась в центре комнаты так, что оставалось минимум пустого пространства.
Неотъемлемой частью интерьера в стиле бидермейер были всевозможные шкафы и комоды. Благодаря простым формам цвета и текстуры дерева стали более заметными. Большая часть появившихся в ту эпоху типов мебели по-прежнему актуальна и используется для оформления классического интерьера.
От ампира бидермейер унаследовал простоту и лаконичность. Также стиль позаимствовал некоторые элементы архитектуры ампира: колонки, пилястры, карнизы, элементы «античного» декора.
От английской традиции бидермейер перенял стремление к практичности. Стены комнат украшались обоями, рисунок которых повторял узор обивки мебели. Простота формы компенсировалась яркостью цветов.
Стулья, кресла, диваны всё чаще стали с изогнутыми спинками и подлокотниками. Вернулась мода и на гнутые ножки мебели, поэтому бидермейер нередко сравнивали с рококо.
Типичным предметом обстановки—небольшой шкаф с фанерной дверцей. Двери и стенки корпусной мебели покрывались тонкими листами, которые не деформировались со временем, что стало ещё одним показателем практичности.
Центром внимания становится гостиная – она копировала аристократический салон, но она являлась не только показателем благосостояния, но и нормальной жилой комнатой.
Ещё одним характерным атрибутом интерьера в стиле бидермайер стало кресло — массивное, но солидное и удобное, чаще всего обтянутое гобеленом.
Формы типичного для эпохи бидермайера дивана напоминают ампирные, только они предельно упрощены, и лишены излишней роскоши. Подлокотники и ножки кресел изогнутые, как и у большинства предметов мебели.
Что касается тканей, то они могли быть разными — сатин, шёлк, шерсть, гобелен. Главное — спокойные цвета и характерные мотивы: сочетание полоски и пальметт с розетками или разбросанные по плоскости отдельные цветочки.
Настенные часы с маятником в «футляре» простой формы — типичный элемент эпохи бидермайер.
Вообще можно сказать, что стилю бидермейер присуща эклектичность – он зародился как альтернатива предшествующим эпохам и попытка найти баланс между внешним видом и комфортом.
Отделка интерьера
Для отделки интерьера в стиле бидермейер подойдут самые классические отделочные материалы – традиционные бумажные обои, краска и штукатурка. Вы можете выбирать тот вариант, который более приемлем для вас и вашей ситуации, например, для спальни и гостиной подойдут бумажные обои, для кухни и ванной – краска, а для прихожей – штукатурка
Очень важное требование при отделке стен – они должны быть полностью однотонными. Никакие, даже самые минимальные узоры не допустимы
Простые гладкие стены – важное требование стилистики. Что же касается цвета стен, то он должен быть выдержан в теплой цветовой гамме.
Потолок, так же как и стены, должен быть максимально простым и гладким. Тут так же не допустимы узоры и рисунки. Достаточно выкрасить потолок белой или любой другой светлой краской. Если вам хочется немного оживить интерьер, вы можете добавить на потолок неброский декор – маленький карниз или сдержанную лепнину. Также очень хорошо для отделки помещения подходит современный натяжной потолок. Он отвечает всем требования стиля: такой потолок очень гладкий, однотонный и может быть выполнен в любом светлом цвете.
Классический вариант для отделки пола – паркет. Впрочем, это довольно дорогой и не слишком износостойкий вариант, так что вы можете отдать предпочтение более современному материалу. Подойдет ламинат, и даже линолеум (очень дешевое напольное покрытие). Главное, чтобы эти материала имитировали натуральную древесину своим внешним видом.
Осталось определиться лишь с завершающими элементами отделки интерьера, а именно с оконными рамами и дверными проемами. Если вы строите свой дом, то старайтесь сделать окна максимально большими, чтобы они пропускали как можно больше естественного света в комнату. В качестве межкомнатных дверей лучше всего выбирать так называемые двустворчатые двери «болтушки».
Какие цвета использовать в интерьере
Цвета, присущие модерну, условно делятся на основные, активные и дополнительные. К первым относятся те цвета, которые формируют основу комнаты и являются своеобразным фоном — песочный, белый, персиковый, кремовый.
После выбора главного цвета можно определяться с активными цветовыми элементами, которые будут контрастировать с общим фоном. Чаще всего ими выступают деревянные столы, паркет, стулья, лестница, коричневая или бледно-желтая обивка дивана. Для разбавления строгости интерьера применяют дополнительные цветовые акценты: терракотовые диванные подушки, комнатные растения, бледно-бордовый текстиль и т.д.
Контраст светлой отделки и тёмной мебели — одна из ключевых черт стиля
Русская мебель Бидермейера
Бидермейер, зародившийся в Германии, Австрии и Англии, не обошел стороной и Россию. Бидермейер в России– это пушкинское время. С бидермейером связана и живопись П.А. Федотова. Распространение в европейских странах стиля Бидермейер вместо величественного ампира свидетельствовало о возросшей силе буржуазии и всего среднего класса, которые навязали свои вкусы всему обществу. В искусстве интерьера этот стиль поначалу был своеобразной попыткой приспособить ампир к масштабам весьма скромных помещений кабинетов, гостиных, спален небогатых городских частных домов и помещичьих усадеб.
Интерьеры в стиле бидермейер – живопись
К.А. Зеленцов. «В комнатах», акварель, 1820-е гг.
К.А. Зеленцов. «Гостиная в городском доме», 1820-е гг.
Ф.П. Толстой. «Семейный портрет», холст, масло, 1830-е гг.
Н.И. Тихобразов. «Интерьер в имении Лопухиных», акварель, 1844 г. Гос. Третьяковская галерея
Русский интерьер в стиле Бидермейер в полной мере отвечал желаниям хозяев иметь уютное, недорогое, но комфортабельное жилье. Комнаты в таком доме делаются просторными, светлыми, с хорошо выдержанными пропорциями, как правило, анфиладные и проходные. Потолки часто выполняются сводчатыми и окрашиваются в белый цвет, а оконные проёмы – глубокие. Белой краской окрашиваются также наличники дверных коробок, а иногда и двери, рамы окон, потолочные карнизы. Полы, как правило, настилаются паркетом простого рисунка, а иногда простой доской. В углу гостиной помещается, как правило, белая изразцовая печь. Стены оклеиваются обоями с растительным орнаментом или в полоску. Обивка мягкой мебели обязательно должна была гармонировать с цветом обоев. Начиная со времени Бидермейера, комнатные цветы являются неотъемлемым элементом русского жилого интерьера и находятся практически во всех помещениях. В гостиных и кабинетах развешиваются портреты родственников и близких друзей хозяев, гравюры с картин известных художников, пейзажи, часто выполненные в технике акварели, миниатюры, плакетки и т.д. Именно в это время кабинет хозяина дома становится его своеобразной визитной карточкой. Это место для уединения, работы, деловых встреч и встреч с близкими друзьями. Интерьеры других помещений не служат целям репрезентации и обозначения достатка, роли и места в обществе проживающей в доме семьи, а дают представление об уюте, комфорте и целесообразности той среды, в которой удобно жить, принимать гостей, читать книги, писать, заниматься рукоделием и т.д. В произведениях живописи и графики художников Бидермейера запечатлены эти уютные интерьеры, сцены семейной жизни, сентиментальные и семейные портреты на фоне обстановки своего дома, сельские пейзажи в романтическом духе и т.п.
Русская мебель Бидермейер – это уютные мягкие стулья, кресла, банкетки и диваны с немного изгибающимися ножками, спинками и локотниками, небольшие письменные столы и столы-бюро, застекленные секретеры, книжные шкафы, угловые шкафчики, горки для домашних коллекций, этажерки, жардиньерки, трюмо и консоли, обеденные и игровые столы, комоды, буфеты и т.д. Мебель, как правило, фанерована деревом светлых пород. Для декора используется резьба слабого рельефа или небольшие вставки инкрустации.
Одной из лучших в эту эпоху была мебель фирмы г. Гамбса, который был поставщиком императорского двора.
Стиль Бидермейер пришел в Россию на смену ампира в период правления Николая I (1825– 1855 гг.), развивался не столь ярко как в Германии и Австрии и продержался до середины 50-х гг. XIX в. – почти до конца николаевского правления, хотя в это время уже существовали параллельно иные стилевые предпочтения.
Этот поздний русский Бидермейер служил как бы фоном, на котором весьма импозантно выглядели романтические попытки создания интерьера и мебели в стиле высокой готики, помпеянском стиле и стиле рококо. Уже в 20–30 гг. XIX в. увлечение романтизмом сказывается и на мебели, которая делается в неоготическом стиле с массой элементов готического декора. В мебели Бидермейер можно отметить весьма изысканную столярную и фанерованную работу по красному дереву. Сравнение этой мебели с неоготической мебелью второй половины XIX в., тоже сделанной в России, но из ореха с наклеенным резным орнаментом, весьма формальным по рисунку и композиции, идет явно не на пользу последней.
Использованы материалы учеб. пособия: Грашин А.А. Краткий курс стилевой эволюции мебели
– Москва: Архитектура-С, 2007
История стиля
«Прадедушкой» немецкого стиля стал бидермейер, у которого много и других имен: неоренессанс, древнегерманский, альтдойч. Эклектичный по своей природе, он был создан германскими и австрийскими оформителями, как замена ампиру, который в те времена (середина XIX века) доживал свои последние дни. Так как роскошь умирающего направления больше не вписывалась в небольшие пространства, которые активно заменяли особняки, пришлось идти на ряд ухищрений. Бидермейер сохранил некоторые черты ампира, но к ним добавились элементы стиля трубадур и готические детали.
В интерьерах использовалась массивная мебель, обилие лепнины и большое количество непрактичного декора. В тесных комнатах бидермейер смотрелся карикатурно, за что ему в народе даже дали обидное прозвище «клоповый ренессанс». Как говорится, долго так продолжаться не могло, поэтому к концу 30-х годов прошлого века возник новый немецкий стиль. Появился он не стихийно, а планомерно. Трудами архитектора Вальтера Гропиуса и учеников его школы «Баухаус» были придуманы концепции современного, лаконичного и практичного направления, которому была чужда эклектичность и изобилие бессмысленных украшений. Правда, немецкий стиль не лишен и своего изящества, так как Гропиус, прежде всего, был зодчим, в интерьеры добавили и архитектурную составляющую. Направление представляет собой квинтэссенцию модерна, минимализма и конструктивизма с толикой национальных черт. Для немецкого стиля характерны большие свободные пространства, сочетание темного пола со светлой отделкой стен, округлые линии, подиумы и функциональная мебель. Хотя направление повсеместно используют по всей Европе, в чистом виде за пределами родины оно встречается редко. Немецкий стиль считается вариантом «на любителя». Современная его вариация больше всего походит на промежуточную версию между чистой этникой и минимализмом, в который та не успела трансформироваться окончательно.
СТИЛЬ БИДЕРМЕЙЕР У ВАС В ДОМЕ
1. Начиная обустраивать пространство помните, что для отделки спальных комнат подойдут однотонные цвета и теплые тона: желтый, голубой, розовый, орнамент в тонкую полоску или с незамысловатым узором. Текстиль в доме допустит наличие муслиновых или бархатных занавесок.
2. Стилевая особенность декорирования — настенные силуэты, их можно наносить на любые поверхности — обои, окна, зеркала, мебель, кафель в ванной. Также для украшения стен прекрасно подойдут – картины, акварели и небольшие миниатюры — гравюры, небольшие городские пейзажи, востребованные бюргерством начала XIX века.
3. Функциональность мебели, свойственная стилю бидермейер, актуальна в современном интерьере, идею реализуют раздвижные механизмы, задвигаемые, откидные, закрываемые конструктивные решения в производстве мебели («мебель – трансформер»). Помните, что главное в мебельных трансформерах – это их способность изменяться: складываться и раскладываться, увеличиваться и уменьшаться и т. д.
Мебель
Для бидермайера важна практичность предметов обстановки, их декоративность отходит на второй план. Главными критериями становятся такие качества, как удобство, прочность и качество столярной работы. Для мебели в стиле бидермейер характерны следующие черты:
Равнодушие к роскоши. Вместо красного и черного дерева используется древесина клена и березы, вместо шикарной шелковой обивки, характерной для ампира, — цветастый ситец и практичный полосатый репс.
Неброский уютИсточник niagaranovice.blogspot.com
- Отличительный признак мебели. Диваны, кресла и стулья снабжаются плавно изогнутыми спинками и подлокотниками. Столы, шкафы и секретеры снабжаются изогнутыми точеными ножками.
- Самые популярные предметы обстановки — диваны, кресла и софы, делающие помещение особенно уютным.
Интерьер спальни не выглядит загруженнымИсточник journal.homemania.ru
Декор шкафовИсточник dekorolab.ru Модные предметы — шкафы-витрины с остеклением одной или трех сторон; самое подходящее место для семейных реликвий и домашних коллекций.
Мебель для гостиной бидермейерИсточник host.access.ly
Функциональность. Столяры прониклись идеями английских мебельных мастеров, и на свет появились раздвижные столы-трансформеры разных конструкций. Многоликие секретеры и столы с ящиками и тайниками особенно полюбились в Российской Империи, что нашло отражение в литературе. Венцом конструкторских изысканий стали стулья для библиотеки, трансформируемые в лестницу-стремянку.
Складной стул-лестница для библиотекиИсточник ljrate.ru
Об особенностях стиля бидермейер в следующем видео:
Декор
Общая простота еще не означает, что обстановка будет минималистичной, хотя, это и не будет идти в разрез с основной идеей. Декор представлен своеобразно: вшивками, гобеленами или гравюрами на стенах, а также различными семейными фотографиями. Текстильных элементов также много – салфетки, покрывала, подушки или пледы будут очень кстати. За стеклянными дверцами шкафчиков расставляют фарфоровую посуду, различные сувениры или керамические статуэтки.
Салфетки укладывают на столы, а на них ставят красивые вазы с живыми цветами – они тоже часть декора. Вообще, использование цветов в этом стиле достаточно распространено – их можно увидеть практически везде – на полках шкафов, этажерках, столах и в напольных вазах. Они очень оживляют немного «сонную» атмосферу, характерную для этого стиля.