Схемы плетения из бисера для начинающих

Создание украшений в сутажной технике

Еще один вариант мастер-класса для создания ободка или другого украшения своими руками на основе бархатной ткани. Это украшение можно создавать в греческом, славянском или египетском стиле. Сутажная вышивка, используемая в этих изделиях, состоит из таких этапов:

  1. Работа начинается с приклеивания или оплетения риволи бисером. Для этого набираем на леску нужное количество бусинок, замыкаем в кольцо, вводя иголку в последние две бусинки;
  2. Оплетать можно разным способом: мозаичным плетением или деликой. Главное, двигаться по кругу, соблюдая определенную схему плетения. Лучше, конечно следовать выбранному или нарисованному рисунку своими руками;
  3. Во втором ряду при движении по кругу добавляем через одну бусинки или бисеринки. Бусинки каждого ряда могут отличаться по цвету или быть однотонными. Это уже выбор и фантазия мастера;
  4. После того как кристалл был оплетен его пришивают за ряды изнаночной оплетки на жесткую основу. Это может быть флизелин сложенный в восемь раз или плотная кожаная ткань, ее заменитель;
  5. Потом подкладочный материал обрезают, оставляя несколько миллиметров запаса от оплетки;
  6. Сутажная тесьма для выполнения работы в этом мастер-классе используется трех и более видов. Применяют как однослойный, так и в несколько сложений канат, подходящий для такой вышивки. Сутаж делится пополам и от середины прокладываются швы в одну выбранную сторону. Игла проходит с изнаночной стороны в отверстие оплетки. Иголка должна выходить в том месте, где находятся бороздки сшитых вместе сутажных тесемок;
  7. Игла возвращается на изнаночную сторону риволи через сутаж и флизелин. Чтобы все строчки и стежки были незаметны лучше использовать мононить;
  8. Одну половинку риволи зашивают сутажем. Следом берут бусинку и обводят сутажем. Все хвостики выходят наизнанку;
  9. Вторая половина уже окруженного бисером риволи обшивается таким же техническим приемом. Кончики выводят наизнанку, убирают их лишнюю длину и обрабатывают отрезанные края;
  10. Сутажная тесьма выкладывается в форме капли или лепестка из нескольких разноцветных видов. Можно также выкладывать различные закрученные элементы, созданные сутажной тесьмой. Бусинки вшиваются либо сразу, либо потом. Отдельные детали стараются закреплять с изнаночной стороны. Стежки прокладывают между оплеткой и сутажем. Бусины располагаются в изгибах сутажных лепестков;
  11. Все остальные действия продолжаются по задуманной мастером схеме. Могут быть созданы дополнительные лепестки или рисунок пойдет различными завитками.

Следующий этап — это создание повязки своими руками. Ее делают той шириной, которая будет соответствовать выбранному стилю.

Как показала практика, сутажная вышивка прекрасно гармонирует с любыми материалами, поэтому как основу ободка или ожерелья можно выбрать от мягких тканей вплоть до различных металлов. Небольшой кусок материала должна дополнять размер вышитого элемента и соответствовать размеру головы.

Если материал тканевый, то две полоски флизелина крепятся при помощи разогретого утюга. Подклеиваем или аккуратно пришиваем сутажные полоски тесьмы, соединенные между собой. Стежки, которыми подшиваем тесьму к ободку, можно легко спрятать между бисерными рядами.

Кончики тесьмы прячутся за центральным элементом на изнанки. Их дополнительно пришивают для крепости.

Ткань для ободка должна складываться вдвое, чтобы ее края прятались внутри, а посередине могла пройти резинка, благодаря которой будет держаться такой головной убор. Под основным элементом прячутся концы ниток, тесемок и нежелательные элементы ручной работы. Когда работа окончена, огрехи прикрываются дополнительным материалом той же ткани, что и ободок, а потом прокладываются закрепляющие стежки.

Чтобы прикрыть стежки на лицевой стороне можно проложить специальную тоненькую тесемку, которая будет соответствовать тематическому направлению готового украшения.
Вид изделия одежды или ювелирного, бижутерного украшения зависит от запланированных проектов, которые по технике исполнения олицетворяют всю суть и грандиозность сутажной вышивки.

Сутажная вышивка по своему исполнению и технической сложности для начинающих не представляет особых проблем. Главное, реально рассчитывать свои силы, выбирать то, что действительно на первых этапах мастерства можно осуществить.

Для многих обучение на уроках мастеров определенного класса может дать значительный толчок в росте и творческом развитии. Поэтому освоив поначалу, казалось бы, непростую технику, бывшая ученица и не заметит, как станет первоклассным мастером, которая уже сама сможет давать советы и вести собственные мастер-классы для других неопытных новичков.

Ограненные камни и кристаллы

Сейчас мастер класс расскажет о ювелирных камнях в применении к сутажу. Данная вышивка часто содержит украшения, а именно ювелирные камни и кристаллы, преимущественно фирмы Риволи или Сваровски. Самый часто встречающийся камень, это Риволи, у которого 32 грани, и металлическое напыление на задней стенке. Именно это напыление придает ослепительный блеск всем граням камня. Самыми подходящими для сутажа являются риволи размером от одиннадцати до восемнадцати сантиметров. Могут применяться диаметры камней размером тридцать миллиметров, но это бывает редко. Кроме камней, можно использовать стразовую цепочку, которая делает украшения очень броскими, а также оправленные металлом кристаллы.

Сутажные украшения: виды сутажных шнуров

Для того чтобы начать изготавливать сутажные украшения, нужно научиться правильно подбирать материал, в зависимости от целей и задач. Начинающие мастерицы часто ищут золотую середину и ответ на вопрос, какой сутажный шнур самый лучший?

Сразу заверим – идеального решения не бывает. В зависимости от поставленных целей может понадобиться более гибкий или напротив жесткий шнур. Шнуры классифицируются по стране производителю.

Виды сутажных шнуров:

  • Китайский сутажный шнур – 100% полиэстер, 3.5 мм шириной. Шнур имеет атласную структуру, очень мягкий и не держит форму. С другой стороны благодаря эластичности шнура, с его помощью можно создавать самые замысловатые узоры. Благодаря своей рыхлой структуре, шнур идеален в шитье, так как игла проходит через него без проблем. Цветовая гамма шикарная, но в ней нет модного металлика. Рабочая сторона отсутствует, поэтому шить можно как угодно, нет заломов, но могут быть затяжки, если не очень аккуратно работать. Изделия выходят мягкие и требуют фиксации на фетре, если нужно держать форму. При этом очевидный плюс – низкая цена;
  • Чешский сутажный шнур изготавливается из искусственного шелка (не путать с настоящим) с вкраплением вискозы. Цветовая гамма небольшая, всего 40 тонов. Ширина шнура 3 мм. Выглядит шнур, благодаря составу, дорого и роскошно, но из-за его чрезмерной гладкости и скользкости, работать с ним весьма проблематично. Но результат того стоит! При работе шнур ведет себя идеально – сжимается равномерно, бисер не проваливается, плотно прижимается к шнуру. Рабочая сторона более гладкая, вторая сторона с ребрами и не подходит для работы. Готовое изделие мягкое, но держит форму. Хранить шнур нужно аккуратно, так как образовываются заломы. Ценовая категория средняя, но найти его можно далеко не во всех магазинах;
  • Греческий сутажный шнур на 100% из вискозы. Ширина 4 мм. Шнур имеет белоснежную основу и сверху покрыт 40 оттенками. Но в черном и бордовом оттенке шнур выполнен также под цвет волокна, поэтому при изгибах это не доставляет неудобств. Огромный плюс – трендовые оттенки металлик и люминесцентные тона. Шнур с блеском, но хорошо держит форму и не скользкий в работе. Из этого шнура завитки формируются сложно, но идеально держит форму впоследствии. Игла проходит легко, при шитье проблем нет. Шнур плотный, не сжимается, не деформируется при шитье, но может возникнуть залом;

Сутажные украшения: виды сутажных шнуров

  • Турецкие хлопковые сутажные шнуры в корне отличаются от всех остальных и в первую очередь матовой структурой. Ширина шнура всего 2.5 мм, что делает его еще более оригинальным. Оттенки поражают – более 70 видов и регулярно обновляются. Есть серии с металликом и люминесцентные. Шнур очень эластичный и работать с ним одно удовольствие. Он не скользит и идеально держит форму, заломы встречаются крайне редко. Плетение не плотное – это его единственный минус, потому что работать нужно аккуратно, чтобы не просвечивалась основа. Металлизированные шнуры нужно стирать только в холодной воде с уксусом, так как могут линять;
  • Белорусский сутажный шнур состоит из хлопка с полиэстером. Ширина тонкая 2 мм. В своей серии шнур идет как с лоском, так есть и матовые оттенки. Чуть более 30 тонов идеально сочетаются между собой, но там нет кричащих цветов. Хороши в работе, плавно ложатся и не скользят. Завитки получаются симметричные и красивые. Но шить шнур сложно и потребуется некоторое усилие. Бывают заломы и растяжки, но только у начинающих мастериц. Ценовая категория средняя.

Как сделать брошь из сутажа?

Чтобы сделать красивое и оригинальное украшение – брошь из сутажа, придерживайтесь такой инструкции:

  1. Возьмите кусок ткани, и прикрепите к нему кабошон.
  2. Обшейте его бисером в 3 ряда.
  3. По центру закрепите массивную бусину.
  4. Сутажным шнуром яркого оттенка обложите заготовку в несколько рядов. Наживите шнурок на мононить.
  5. Сделайте небольшую петельку, и обрежьте ее края. Прижгите зажигалкой.
  6. Снова обшейте заготовку бисером. Выбирайте разноцветные бусины, чтобы выделить слои. Так украшение будет смотреться ярче и изысканней.
  7. Снова сделайте петельку, и обрежьте ее край. Прижгите зажигалкой.
  8. Начинайте работать с подкрыльями. Потребуется приклеить 2 карбошона, которые после обшиваются бисером в несколько рядов.
  9. Приложите шнур, и сделайте несколько петель. Их нужно сложить в кабошоновые витки. Можете воспользоваться лентой.
  10. Пришейте бусину по центру, и обмотайте ее сутажной тесьмой. После закрепите застежку, и примерьте брошь.


Брошь
Можно сделать и так

Сутажные украшения: пошаговое руководство


Пошаговое руководство Для того чтобы начать изготавливать сутажные украшения, нужно понять принцип работы, потом сделать одно или несколько заготовок по готовым мастер-классам, и далее можно полностью переходить на реализацию своих проектов. Принцип работы простой, освоить его может каждый, но работать требуется аккуратно, так как именно от аккуратности зависит качество работы.

Итак, принцип работы по сутажным украшениям:

  • Рисуем эскиз будущего украшения;
  • Подбираем материал, смотрим и оцениваем структуру материала, фактуру, необходимость укрепления фетром, а так же сочетание по оттенкам;
  • Разложите приблизительно слои шнура, а также бусины, бисер и т.д. между ними. Оцените сочетаемость цветов, и если все устроит – сфотографируйте. Так будет проще потом делать сборку;
  • Определитесь с условным центром изделия. Это чаще всего самая крупная деталь в украшении. Начинайте шить с этого места;
  • Пришивайте слой за слоем, пока не образуется цельное изделие. Не сжимайте шнур и не растягивайте. В конце концов, он станет на место и деформирует все изделие. Лучше всего оставить его в естественном натяжении;


Сутажные украшения

  • Закончив изделие, оцените его на эластичность. Например, если вы будете нашивать его на изделие, то мягкие сутажные украшения даже выигрывают. А вот если это будет брошь, заколка, колье, то мягкое изделие будет иметь менее презентабельный вид. В этом случае его нужно посадить на фетр. Это можно сделать при помощи иглы и нити, а можно при помощи клея;
  • Прикрепите к изделию застежку и помните, относиться к украшению нужно бережно, так как шнур очень красивый, но нежный. Стирать руками в прохладной воде, чтобы шнур не полинял.

Материалы и иструменты

Чтобы делать украшения из сутажа, помимо самой тесьмы понадобится набор инструментов и других материалов.

Инструменты:• Ножницы – для отрезания сутажа и ниток. Рис. 10.

• Зажигалка – чтобы опалить осыпающиеся концы. Рис. 11.

• Длинногубцы – необходимы, чтобы работать со швензами, соединительными кольцами, вытащить иголку, если она застряла в сутаже. Рис. 12.

• Иглы – для сшивания сутажа, лучше всего использовать длинные иглы для работы с бисером. Рис. 13.

• Мононить – можно обойтись только прозрачной мононитью или добавить в свой арсенал цветную, например, черную, так как это наиболее популярный и универсальный цвет в украшениях. Рис. 14.

Также могут понадобится: • Круглогубцы – для формирования петельки пина, например, чтобы прицепить бусинку. Рис. 15.

• Бокорезы – для обрезки металлической фурнитуры – проволоки, пинов и т.д. Рис. 16.

• Держатели для украшений – нужны для хранения, презентации украшений и фотографий в 3D формате. Рис. 17.

Декоративные элементы.

На самом деле зачастую центральным элементом украшений является совсем не сутаж, а яркие декоративные элементы. Они очень разнообразны:

• Стразы пригодятся как в оправе, так и без. Рис. 18.

• Бисер разного размера. Рис. 19.

• Декоративные шнуры. Рис. 20.

• Бусины из натуральных камней, акриловые, стеклянные, граненные, подвески. Рис. 21, 22, 23, 24.

• Кабошоны могут быть из полудрагоценных натуральных камней или обычные недорогие акриловые. Рис. 25, 26.

• Если вы не хотите тратить время на намотку кистей, вполне можно приобрести готовые, они ничем не хуже. Рис. 27, 28.

• Натуральные окрашенные перья. Рис. 29, 30.

• Стразовая цепь. Рис. 31.

Фурнитура и материалы.

Вспомогательные детали, с помощью которых сутажная вышивка превращается в украшение:

• Швензы нужны для изготовления сережек. Могут быть с обычными крючками, с английским или французским замком. Рис. 32.

• Соединительные кольца – скрепляют украшение и швензу. Рис. 33.

• Основы для булавок. Рис. 34.

• Основы для колец. Рис. 35.

• Держатели для колье и кулонов. Рис. 36.

• Основы для заколок, гребней. Рис. 37.

• Цепи и карабины для колье и браслетов. Рис. 38.

• Зажимы. Рис. 39.

• Пины (булавки). Рис. 40.

• Клей. Рис. 41.

• Фетр как основа для приклеивания кабошонов и страз. Рис. 42.

• Натуральная или искусственная кожа и замша, красивая плотная ткань для изнанки. Рис. 43.

Объемные завитки

Отрезать два-три сутажных шнура. Длина определяется также — предварительным наложением завитков + 1 см для креплений + 1-2 см запаса. Рис. 72.

Концы крепятся в начале предполагаемого завитка сзади изделия. Рис. 73.

Для этого сначала сутажные шнуры сшиваются между собой, а затем пришиваются к основной вышивке, проходя через слои сутажа так, чтобы не оставлять стежков на лицевой стороне. Рис. 74.

Оставив в воздухе желаемый объемом сутажа, сформировать завиток возле предполагаемого места крепления и пришить его основание к ребру изделия (сшиваются соприкасамые поверхности в горизонтальном направлении). Рис. 75.

Кончики сутажа закрепить на изнаночной стороне строго за завитком. Рис. 76.

История искусства

Сутаж это — это плетеный шнур из шелка, который активно использовался для изготовления замысловатых узоров на одежде. Через какое-то время технику стали активно использовать для изготовления разноплановых украшений, совмещая шелковые шнуры с драгоценными и полудрагоценными камнями, жемчугом.


Историческое развитие технологии

Сутажная вышивка появилась в XIV веке. Родиной такой техники формирования узоров является Франция, но активно развивали его именно голландцы. Такой принцип вышивки активно использовался при украшении платьев и праздничных нарядов женщин.

После окончания эры пышных бальных платьев и о данной технике тоже забыли. Возрождение произошло в начале XIX-XX, когда в моду вошла декоративная отделка любого типа. С тех времен сутажная техника стала любимым женским занятием. Таким образом, давно забытое искусства стало новинка в мире рукоделия.

Объемные завитки

Отрезать два-три сутажных шнура. Длина определяется также — предварительным наложением завитков + 1 см для креплений + 1-2 см запаса. Рис. 72.

Концы крепятся в начале предполагаемого завитка сзади изделия. Рис. 73.

Для этого сначала сутажные шнуры сшиваются между собой, а затем пришиваются к основной вышивке, проходя через слои сутажа так, чтобы не оставлять стежков на лицевой стороне. Рис. 74.

Оставив в воздухе желаемый объемом сутажа, сформировать завиток возле предполагаемого места крепления и пришить его основание к ребру изделия (сшиваются соприкасамые поверхности в горизонтальном направлении). Рис. 75.

Кончики сутажа закрепить на изнаночной стороне строго за завитком. Рис. 76.

Как сделать бисерную дорожку

Бисерной дорожкой называется ряд из одинаковых бисеринок, вшитый между слоями сутажа. Иголку нужно вывести в начале бисерной дорожки, отступив от сгиба сутажа место, равное размеру половины бисерины, чтобы она поместилась там. Нанизать бисер. Рис. 54.

Затем пройти иголкой через два верхний слоя сутажа. Рис. 55.

Вернуть назад и прошить бисерину в обратную сторону. Рис. 56.

Таким образом каждая бисеринка прошивается дважды. Это помогает им ложиться ровнее. Рис. 57.

В этом фрагменте важно правильно отступать место для прокола иглой. Если места будет слишком мало, бисер не поместится и будет сбиваться в кучу

Если слишком много будут некрасивые просветы между бисеринками. Рис 58.

Можно пройтись такой дорожкой до конца изделия или остановиться в середине и сделать симметричный повтор, с другой стороны. Рис. 59. Все зависит от задуманного дизайна.

Техника Сутаж на страницах истории

С давних времен люди украшали себя и свое окружение через одежду, ювелирные изделия, произведения архитектуры и искусства, интерьер. Это отражало статус, вкус, достоинство.

Обратимся к истории техники украшения сутаж, которая зародилась в Европе в четырнадцатом веке в первый период эпохи Возрождения. Новая техника украшала узорами платья прекрасных французских женщин, позже она позволила создавать самостоятельные украшения

Столь изящное искусство привлекало внимание и других европейских модниц. Так, Голландские мастерицы развили его в технику, подобную русскому ленточному плетению

За шесть столетий техника сутаж определенно превратилась в самостоятельное направление в искусстве.

В Россию сутажные украшения были привезены Петром Первым во время его знаменитого «Великого посольства». Он был восхищен красотой узоров на одежде женщин. Изделия из сутажа сразу же получили широкое распространение не только в женском, но и в мужском платье.

В девятнадцатые и двадцатые века техника использовалась преимущественно в декоре театральных костюмов, а тридцать лет назад была возрождена Михаль Негрин в производстве ювелирных украшений. Ювелирный Дом Дори Ченгери представил своим клиентам новый вектор в ювелирном производстве – ювелирный сутаж.

Начало работы: мастер-класс по изготовлению

Для начала возьмите две ленточки разных цветов и сложите их пополам так, чтобы фиолетовая оказалась сверху голубой. Сшейте их аккуратно вместе посередине.

Теперь нужно взять большую бусинку искусственной жемчужины, насадить её на иголку и приложить к середине, где сшиты две сутажные ленты.

Оберните бусину голубой лентой так, чтобы она коснулась второго отверстия и крепко её пришейте, пропуская иглу через два отверстия и через ленточки. Сделайте это несколько раз.

После этого наложите фиолетовую ленту на голубую и пришейте её точно так же. Теперь, как и сначала, проложите голубую ленточку по всей бусинке, только теперь она должна пройти по всей её окружности и пришейте её, подтянув как можно плотнее ленты.

На голубую ленту положите фиолетовую и прошейте их вместе. В результате у вас должна получиться полностью обшитая бусинка.

Разместите иголку сбоку и наденьте на неё сиреневую бисеринку, предварительно отступить от большой бусинки 5 мм

Разместите подряд так четыре бисеринки и каждую не забудьте пришить сквозным швом через две нижние ленты. После этого закрепите ваши бисеринки, сшив верхние и нижние ленты одним швом.

Теперь наденьте на иголку крупную голубую бисерину и обшейте её лентами так, чтобы голубая была снизу, а фиолетовая сверху. Сшивайте так две ленточки до основы искусственной жемчужины
.

Когда вы до неё дойдёте, наденьте на иголку каплевидную бусинку, плотно приложите друг к другу все четыре ленты и сшейте их вместе.

После этого вытащите иголку справой стороны от каплевидной бусинки и наденьте на неё большую голубую бисеринку и прошейте её через 4 верхние ленты. Снизу у вас должно остаться 2 ленты. Пришейте также ещё 3 бисеринки и продолжайте прошивать все четыре ленты вместе до одной большой голубой бисеринки.

Вытащите иглу справа от большой бисеринки и наденьте на неё маленькую бусинку из искусственного жемчуга
. Полностью обшейте её двумя лентами, соединив их при этом одним швом, и дальше продолжайте прошивать по лентам в обратном порядке. Сшивайте так вместе все четыре ленты, пока не дойдёте до большой сиреневой бисеринки. Обязательно следите, чтобы ваши швы были аккуратными и ровными.

Когда вы дойдёте до второй бисеринки, вам необходимо загнуть ленточки на 180 градусов и прошить их в обратную сторону
.

Любимое хобби как источник дохода

Когда вы научитесь делать сутажные украшения своими руками, то непременно почувствуете, что рукоделие не отпускает вас. С каждым созданным произведением искусства вы будете совершенствовать ваше мастерство. Окружающие вас женщины наверняка будут в восхищении, они захотят стать обладателями уникальных изделий из сутажа. Однажды вы подумаете о том, что хобби может стать хорошим источником дохода.

Более того, у вас появится возможность вживую пообщаться с будущими клиентами, получить пожелания к исполнению заказов из первых уст.

Доверие и коммуникация с мастером, высокое качество и эстетика  работы, внимание к пожеланиям клиента станут залогом вашего успеха!

В заключении стоит отметить, что рукоделие в технике сутаж – это необычное, уникальное мастерство, отдельный вид современного искусства и даже ювелирного производства. Овладев им, вы станете эксклюзивным мастером. Ваше творчество будет поистине неповторимым!

Материалы и инструменты

  • сутажа (приобрести его можно в швейном магазине);
  • камней-кабошонов (из разных материалов, даже из полимерной глины);
  • разного размера бусин и стразов (для придания украшению роскошного блеска);
  • чешского или японского бисера (для прочного сшивания всех деталей композиции);
  • бисерной иглы (для потайных стежков, не растягивающих ткань-основу);
  • прочной мононити (несмотря на то, что техника называется «плетение шнурами», во избежание потери бусин детали необходимо сшивать потайным швом);
  • канцелярских ножниц (острых и желательно с заостренными концами);кусочков фетра или кожи (под основу, чтобы элементы поделки не сдвигались).

Виды сутажного шнура

Современный сутажный шнур состоит из основы и косо переплетенных нитей. Он различается по цвету, ширине, жесткости, бывает хлопковый и полиэстеровый. Среди мастериц большой популярностью пользуются 3 вида сутажного шнура:

Греческий. Сутаж №1 у опытных мастериц. Он достаточно жесткий, ширина – от 4 до 5 мм. Его любят за яркие цвета, глянец и богатую палитру. Бывает люминесцентным, металлизированным. Образует идеальные плавные линии и завитки. Но новичкам с ним сложно работать. На шнуре довольно легко появляются заломы, через которые виднеется белая основа.

Белорусский. Самый жесткий вид. Основа шнура белая, оплетка – цветная, плотная, цвета – матовые. Выпускается шириной 1,5 и 2,5 мм. Его хвалят за то, что он хорошо держит форму и не подвержен зацепкам. Минус – иголка с трудом входит в жесткий шнур. Без круглогубцев и наперстка не справится.

Китайский и корейский. Самый дешевый и распространенный сутаж из полиэстера. Ширина шнура варьируется от 3,5 до 4 мм. Его преимущество в обширной цветовой гамме. Шнур весьма податливый, но скользкий. Чтобы уложить его ровно, нужно постараться. А еще он может линять.

Для изготовления украшений используют сутаж шириной 2,5-4 мм.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Коробка с мышками
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: