Как научиться лепке глины дома

Делаем тарелку из глины своими руками

Сейчас мы по порядку рассмотрим все нюансы изготовления посуды из глины.

Подготовка материала

Первым делом нужно подготовить материал, с которым мы собираемся работать. Достаточно просто следовать следующим советам:

  1. Нужно найти глину, а для того чтобы определить, подходит ли она для изготовления посуды: нужно взять небольшой ком слегка влажной глины, скатать его в жгут между ладошками и согнуть пополам. Если в месте сгиба не появятся трещины, то с таким материалом можно спокойно иметь дело.
  2. Уложите нужное количество глины в какую-нибудь глубокую емкость и залейте водой доверху.
  3. Не бойтесь переборщить с количеством заготовленного материала. Вам никто не запрещает воспользоваться излишками в следующей лепке и сделать из глины еще что-нибудь.

Отмучивание глины

Отмучивание позволит глине стать пластичнее, жирнее и чище.

Что конкретно надо делать:

  1. Берем глубокую посуду, укладываем в нее глину и заливаем водой в соотношении 1 к 3, оставляем материал увлажняться на всю ночь.
  1. Утром доведите смесь до состояния однородной консистенции. Дайте раствору отстояться несколько дней. К дальнейшим работам можно приступать только тогда, когда вода станет светлее.
  2. Слейте воду через резиновый шланг.
  3. Вычерпывайте глину до самого нижнего слоя. Сам слой трогать не нужно, потому что там останутся только камни и песок. Перелейте состав в деревянный ящик и оставьте на солнце для испарения ненужной влаги.
  4. Когда большая часть воды испарится, можно начинать перемешивать глину. Материал должен сохнуть до тех пор, пока не примет консистенцию теста и не начнет липнуть к рукам. Теперь готовая глина, которую следует накрыть полиэтиленом, остается ждать лепки.

Перейдем к следующему этапу, на котором вы будете делать посуду из керамики.

Изготовление глиняной посуды

Предметы можно делать из глиняных жгутов или плоских кусков. Посуду советуем делать первым способом. Берем скалку и кусок глины, раскатываем его и придаем любую желаемую форму. Таким способом без труда можно слепить миски или неглубокие тарелки.

Для того чтобы сделать из материала горшок или вазу, следует придерживаться другой технологии:

  1. Делаем дно для нашей посуды так, как описывалось выше.
  1. Нарезаем глину на кусочки, при помощи скалки делаем из них жгуты.
  2. Накладываем конец жгута на донышко и сильно прижимаем, для того чтобы он скрепился с дном.
  3. Накладываем скатанные жгуты друг на друга, прижимая новые слои.
  4. Смочите жгуты малым количеством воды в том случае, если материал твердеет.

Сушка

Не стоит спешить. Спешка может привести к образованию трещин и морщин на поверхности посуды, что может привести к браку во время обжига. Делать посуду из глины не сложно, но без терпения в этом деле не обойтись. Просто соблюдайте все сроки, и результат будет вас радовать.

Не менее двух дней посуда должно сушиться дном кверху в помещении без сквозняков, после чего переложите изделие на теплую печь и просушите до полного испарения влаги.

Обжиг изделия

Существуют специальные печи различного назначения, которые вы можете приобрести и установить дома. Но мы вели речь про легкий и доступный способ, поэтому обжиг будем производить на обычном костре:

  1. Обкладываем посуду дровами и поджигаем их.
  2. Ждем восемь часов минимум.

Если вы все сделали правильно, то на выходе у вас будет прекрасное керамическое изделие, отличающееся высокой прочностью. Стоит заметить, что способ изготовления не требует особых затрат. Сделать посуду из глины не трудно, а постоянная практика сделает вас мастером гончарных дел.

Полимерная глина

Полимерная глина для поделок наиболее востребована среди современных мастеров. Она классифицируется по двум типам — самозатвердевающая глина и запекаемая пластика.

Последняя может иметь мягкую консистенцию, используемую для создания крупных скульптур или твердую, которая отлично подходит для лепки мелких поделок и украшений.

Второй тип делится на 3 группы:

Легкая пластика используется для создания керамических скульптур. Она довольно пластичная, мягкая, быстро высыхает, но имеет один огромный недостаток — после окончательного затвердевания дает сильную осадку.

Тяжелая пластика делится на 2 типа — водостойкую и неводостойкую. Своими свойствами она больше походит на природный материал, из которого хорошо получаются небольшие поделки из глины для детей.

Холодный фарфор хорошо поддается раскатыванию, поэтому их него делают различную бижутерию, элементы декора и другие украшения.

Достоинством полимерных глин является широкий цветовой ассортимент и высокие конструктивные возможности. Однако из-за высокой стоимости и своеобразным химическим запахам некоторых видов, ее выбор ограничивается.

Как сушить глину?

Если вы не работаете с печью, то скорее всего, вы собираетесь сушить глину воздушной сушкой или выпеканием в духовке. Есть несколько способов для каждого из них.

Для запекания в духовке:

  • Разогрейте духовку до нужной температуры.
  • Поместите туда глиняную заготовку на подносе.
  • Запекайте необходимое количество времени.
  • Проверьте твердость изделия.

Это просто, но опять же, нагрев недостаточно сильный для фарфора или фаянса.

Для воздушной сушки:

  • Положите изделие в безопасное место.
  • Подождите. Это может занять до 24 часов.
  • Проверьте изделие на твердость и дайте ему еще времени при необходимости.
  • Если вы сушите на воздухе, используйте мелкозернистую наждачную бумагу, чтобы удалить мелкие неровности, прежде чем переходить к покраске.

Сушка глиняной посуды требует времени, но правильная техника сушки, поможет вам избежать неудач.

Производство керамических изделий

Процесс производства керамических изделий включает в себя несколько основных этапов: приготовление глиняной массы, формование изделий, сушка, обжиг и декорирование. Материалы, которые используются в керамическом производстве, подразделяют на основные и вспомогательные. К основным относятся такие материалы, которые используются для приготовления керамических масс, глазурей и красок для росписи по керамике. А к вспомогательным относят материалы, применяемые для изготовления гипсовых форм и капселей. Первый этап изготовления керамических изделий также состоит из нескольких последовательных технологических операций. Сначала сырье очищается от вредных минеральных включений, затем дробится, размалывается, просеивается через сито. Все компоненты для смеси дозируются и перемешиваются между собой. Формовка изделия осуществляется из пластических и жидких (так называемый шликер) керамических масс. На крупных производствах изделия простых форм (например, чашки и тарелки) формуются из пластической массы влажностью 24-26 % в гипсовых формах с помощью стальных шаблонов на автоматах и полуавтоматах. А сложные и разнообразные по форме керамические изделия изготавливаются способом литья из шликера влажностью 30-35 % в гипсовые формы.

Главным технологическим процессом на керамическом производстве является обжиг. Под воздействием высоких температур глиняная смесь приобретает механическую прочность. Обжиг проводится в два приема. При этом условия зависят от вида используемого сырья. Так, для фарфоровых изделий первый (утильный) обжиг осуществляется при температуре почти 900-950 °С, а второй (политой) – при температуре 1320-1380 °С. В случае с фаянсовыми изделиями первый обжиг проводится, наоборот, при высокой температуре 1240-1280 °С, а второй – при более низкой – 1140-1180 °С. Для обжига используются специальные печи, которые бывают двух видов – туннельные (непрерывного действия) и горы (периодического действия). На предпоследнем этапе изготовления керамических изделий они декорируются двумя основными методами – ручным или полуавтоматизированным. Простой декор наносится в виде усика, отводки или ленты – непрерывных круговых полосок различной ширины. Рисунок может наноситься и при помощи аэрографа через трафарет из тонкой жести или фольги с вырезами по контуру будущего изображения.

Также используется такой вид декорирования, как крытье: сплошное, когда все изделие равномерно покрывается слоем краски; полукрытье, при котором изделие покрывается краской шириной от 20 мм и выше; нисходящее, при котором краску накладывают с ослаблением тона к низу изделия; крытье с прочисткой, при котором по сплошному крытью прочищается рисунок, и, наконец, самый сложный вариант – крытье с прочисткой и раскраской красками и золотом. Декорирование при помощи штампом является самым простым вариантом, при котором рисунок (чаще всего золотом) наносится резиновым штампом. При печати изображение на изделие переносится с печатного оттиска на бумаге, в результате чего получают графический однокрасочный рисунок, который впоследствии раскрашивается красками в один или несколько цветов. Деколь представляет собой технологию переноса рисунка на керамическое изделие при помощи переводной картинки, выполненной литографическим способом. Сейчас чаще всего используют сдвижную деколь: на подкладочную бумагу прикрепляется ацетилцеллюлозная пленка, на которой печатается рисунок. Затем пленка смачивается водой и отделяется от бумаги, оставаясь на изделии. На последнем этапе изделие с переводным рисунком обжигается в муфельной печи, во время обжига пленка сгорает, а краска крепко сплавляется с поверхностью изделия. Керамика, как и другие изделия, может расписываться ручным способом с помощью кисти или пера. При этом различаются простую и высокохудожественную живопись. В последнее время набирают популярность такие способы украшения керамических изделий, как фотопечать и шелкография. В первом случае с помощью специальных чернил и оборудования на керамическую поверхность переносятся фотоизображения. А во втором случае печатание рисунка осуществляется с помощью шелковой сетки, на которой раскладывается трафарет. Изделие, на которое переносится изображение, размещается под сеткой. Затем по ней проводят резиновым роликом с краской, который продавливает краску в вырезы трафарета, переводя рисунок на керамику.

Сушка

Сушка – наиболее ответственный этап, так как от правильности его проведения зависит как механическая прочность изделия, так и его декоративные характеристики

Разумеется, крайне важно и правильное распределение глазури, от которой зависит устойчивость изделий к воде, а также химическим агентам. Сушка – обязательное условие производства керамики

Для нее используют конвейерные, радиационные и камерные сушилки. Температура на всем протяжении процесса не должна превышать 70-90 °С. Исключение составляет разве что плитка. Керамика в этом случае весьма толстая, так что в некоторых случаях допускается использование высокотемпературного режима на непродолжительное время.

Применение керамической плитки

Современные облицовочные материалы из керамики могут имитировать редкие породы гранита, мрамора, и даже редкие материалы, такие как травертин или природные сланцы. Весьма оригинально будет смотреться в московской квартире покрытие для пола, облицованное плитками, окрашенными в цвет вулканической лавы. Варианты дизайнерских решений для облицовки различных поверхностей керамическими материалами можно найти на фото.

Например, неглазурированный керамогранит обладает прочностью натурального камня, менее прочен матовый керамогранит, еще меньшей износоустойчивостью обладает полированный керамогранит. Такие разновидности применяются для облицовки поверхностей внутри помещения, в помещениях с меньшей проходимостью, где не столь велико скопление людей.

И напротив, материалы особой прочности (керамогранит, клинкер) применяются для облицовочных работ в помещениях, расположенных на улице, в офисах и магазинах с высокой посещаемостью, в коридорах и других помещениях, где требуется прежде всего стойкость к воздействиям, и менее значителен индивидуальный дизайн. Плитку и изделия из керамогранита и клинкера применяют не только для облицовки тротуаров, ступеней лестниц, но и для облицовки подоконников, обустройства отливов для воды.

Особенности рабочего процесса

Конечно, расписать всю технологию в небольшом обзоре невозможно, но рассмотреть все этапы и их особенности вполне реально. Это поможет вам разобраться в процессе и понять его основные нюансы.

Инструменты и материалы

В первую очередь нужно приобрести все необходимые приспособления:

Небольшой токарный станок незаменим, если изготавливается деревянная овальная посуда и другие варианты, имеющие сложную форму . Его стоимость невелика, и если вы решили заниматься подобными работами довольно плотно, то его приобретение обязательно.

  • Также не обойтись без набора резцов по дереву , их можно приобрести в готовом виде, а можно изготовить самостоятельно, в одном из обзоров на данном сайте этот вопрос был рассмотрен подробно.
  • Стамески, резцы для ложек, рубанок, ножовка – все эти приспособления так или иначе задействуются в процессе работы, поэтому о них также не стоит забывать.

Подбор материала также важен, можно использовать как полноценный , так и отходы, если они подходят по размерам.

Наилучшими вариантами являются следующие виды дерева:

  • Береза.
  • Кедр.
  • Осина.
  • Можжевельник.
  • Из необычных вариантов часто применяется бамбук и оливковое дерево.

Процесс изготовления

Если все необходимое вы уже приобрели, то можно приступать к работе. Мы рекомендуем для начала выбрать изделие простой формы, чтобы освоить процесс и не наделать ошибок.

На данном этапе выполняются следующие мероприятия:

Отрезается заготовка нужного размера, при этом нужно оставлять небольшой запас на обработку.
Далее необходимо карандашом или маркером нанести контур будущего изделия, особая точность не нужна, вы просто должны задать форму. Лишние части отрезаются так, чтобы получилась заготовка с минимумом лишнего.
После этого размечаются боковые контуры, и можно приступать непосредственно к процессу изготовления, лучше работать на станке, так как со стамеской или резцом придется потратить очень много времени и сил

Заготовка хорошо закрепляется и потом с помощью резца ей придается та или иная форма, важно делать все аккуратно, чтобы не снять лишнее.

Конечно, если изготавливаются изделия другой формы, например, ложки, сушилка, разделочная доска или полочка для посуды из дерева, то процесс будет сильно отличаться, поэтому советуем заранее определиться с типом конструкции и сделать хотя бы примерный эскиз, чтобы четко представлять себе конечный результат.

После изготовления нужно отшлифовать поверхность с помощью наждачной бумаги, это позволит улучшить внешний вид посуды и избавиться от задиров, которые неизбежно образуются при изготовлении.

Нанесение защитного покрытия

Чтобы посуда служила как можно дольше, важно защитить дерево от воздействия влаги. Для этого может использоваться пищевой лак для деревянной посуды или традиционный вариант – льняное масло

Работа производится следующим образом:

Работа производится следующим образом:

  • Берется большая кастрюля и в нее вставляется емкость поменьше, в которую наливается масло. В большой кастрюле должна быть вода, уровень которой должен примерно соответствовать уровню масла во внутренней емкости, получается так называемая водяная баня.
  • Когда вода закипает, в масло опускается деревянное изделие, под воздействием высокой температуры состав гораздо глубже проникает в древесину, тем самым обеспечивая ее надежную и долговечную защиту. Посуда достается тогда, когда из структуры материала перестает выходить воздух.
  • Далее с поверхности удаляются излишки масла, и изделие оставляется до полного остывания. После этого предметы устойчивы к влаге и безопасны для здоровья. Можно повторять обработку раз в год, чтобы обеспечивать надежную защиту материала.

Про заработок и последователей

«За этим гончарным кругом сидели все блогеры Барнаула, — смеется Михаил и начинает разминать глину,чтобы сделать небольшой сосуд. — Это единственный способ раскрутки аккаунта в Instagram,который мы использовали».

На профиль мастера сейчас подписано больше 12 тыс. человек,он постоянно загружает истории и пишет посты. Популярным себя не считает,хотя в начале осени видео с ним,которое снял один алтайский телеканал,стало вирусным и собрало несколько миллионов просмотров.

В нем мастер отвечал на вопрос о том,считает ли он,что девушка — это священный сосуд: «Да,я специально сказал то,что сказал,но и на монтаже постарались,обрезали вовремя». Единственное,на что мастер обижается, — что не отметили его аккаунт. «Так добавилось бы уже несколько десятков тысяч фолловеров».

Несмотря на то что Михаил сейчас старается уделять больше времени авторской керамике,от мастер-классов для начинающих гончаров не отказывается.

Мастерская Михаила Бывших.

Мария Лобастова.

С переездом в новую мастерскую он собирается изменить формат обучения: «Я буду теперь брать максимум трех человек. Хочу работать не на количество,а на качество». Стоимость занятия в районе 1000−2000 рублей. Есть и долгосрочные курсы — как в мастерской,так и в формате онлайн.

После обучения у Михаила серьезно керамикой в Барнауле занялось больше 10 человек. Причины у всех разные: кто-то просто давно мечтал,кто-то за гончарным кругом расслабляется,кто-то пытается зарабатывать в этой сфере.

Керамист уверен,что в Барнауле скоро будет много мастерских,где люди смогут не только зарабатывать и отдыхать душой,но и создавать свою новую жизнь.

Сколько стоит стать гончаром

Видеокурс Михаила Бывших со скидкой стоит 9 тыс. рублей(обычная цена — 12 тыс.). К нему многие заказывают круг,самый простой обойдется в 45 тыс., вместе с ним приезжает 20 килограммов глины. Еще нужна печка,за нее придется отдать минимум 80 тыс. рублей.

В сумме получается больше 130 тыс. рублей, но,если постараться,можно за несколько обжигов окупить все.

Мария Лобастова

Осенние поделки

Осень – вдохновляющее время года и пора детских поделок. Глина — материал, из которого можно создать красивую вещицу. Такая поделка останется надолго и не завянет, словно букет осенних листьев.

Что лепить:

  • Дары осени. Тыквы, морковки, баклажаны, яблоки, груши, сливы и виноград. Яркие овощи и фрукты можно сложить в плетеную корзинку. Кстати, корзинку тоже можно слепить из жгутиков.
  • Листья. Для начала, прогуляемся по парку и соберем опавшие листочки без дырочек, с красивым контуром. Они понадобятся для создания рельефа. Раскатываем пласт полимерной глины. Можно разложить несколько цветов рядом друг с другом. При раскатывании получатся красивые переходы. Прикладываем листья тыльной стороной, еще раз хорошо прокатываем, чтобы отпечатался рельеф. Тонким ножом или лезвием вырезаем лист, повторяя его контур. Запекаем или ждем пока поделка высохнет. Из получившихся листочков делаем осеннее панно, магнит или украшение.
  • Фигурки. Ежики с яблоком или грибом на спине, белочки с шишками.
  • Грибы. Ещё один осенний дар. Боровики, подосиновики, волнушки и опята. Опасны, но невероятно красивый – мухомор. Готовые грибы сложите в лукошко. С малышами можно слепить сказочный гриб-зонтик, под котором укрылись звери от ливня.

Окрашивание глиняных изделий

Вы можете покрасить глину акриловой или латексной краской, если она высушивается на воздухе

Важно, чтобы и здесь вы соблюдали определенные правила

Некоторые советы по окрашиванию:

  • Убедитесь, что, если обжигаете глину, краска предназначена для использования в печи.
  • Некоторые краски не требуют обжига, что иногда может быть удобным вариантом.
  • Выберите краску, которая соответствует требуемой температуре, так как высушиваемую на воздухе глину нельзя обжигать.
  • Наносите краску кистями, губками или другими способами.
  • Дайте краске высохнуть в соответствии с инструкцией на краску.
  • Если вы собираетесь обжигать в печи посуду для еды и жидкостей, используйте сначала краску и герметик, а уже затем после сушки запускайте обжиг.
  • Если вы используете печь, то также используйте глазурь, чтобы полностью закрепить покраску.

Живопись добавляет штрихи уникальности вашим произведениям, и хотя на первых шагах это может быть необязательным, вы сможете по-настоящему извлечь из этого пользу, если у вас есть интересные идеи для росписи. Некоторые также предпочитают окрашивать изделия уже после запекания в духовке, это вы решайте для себя, как вам больше нравится.

Виды керамической плитки

Керамическая плитка классифицируется по нескольким критериям:

  • сырье: котто, керамогранит, клинкер, метлах;
  • технология производства: количество обжига, глазурование поверхности;
  • способ формовки: вручную, методом литья, прессования, экструзии;
  • вид фактуры: пористость, наличие мозаики, вставки камня, эффект искусственного старения;
  • назначение: для кухни и пола, ванной, бассейна, камина.

Можно производить плитку сразу нескольких видов. Продукцию следует делать более привлекательной для покупателей – наносить уникальные рисунки, использовать качественные шаблоны, пресс-формы.

Также необходимо выбрать размер изделий. Наиболее востребованные (в см): 20х20, 20х30, 20х40, 33х33, 40х40.

Пористая керамика с наполнением

Для лучшей теплоизоляции стоит рассмотреть полые керамические блоки с заполнением из минеральной ваты внутри. Заливка находится в специальных камерах, содержащихся в пустотелых кирпичах. Это даст еще больше преимуществ, связанных с теплоизоляцией. Такой материал позволяет возводить однослойные стены, которые после штукатурки имеют очень хороший коэффициент теплопередачи — 0,16 Вт / (м· K).

Согласно стандартам, введенным с 1 января 2020 года, коэффициент теплопередачи для жилого дома не должен превышать 0,23 Вт / (м · К). В 2021 году это значение должно составить всего 0,20 Вт / (м · K).

Как выбрать глину для работы на дому?

1. Однако в домашних условиях всё может быть немного по-другому. Вы выбираете один из трех различных типов глины:

  • Обжигаемая в печи.
  • Полимерная.
  • Высушиваемая на воздухе.

2. У каждого из них есть свои плюсы и минусы. У обжигаемой есть несколько преимуществ и недостатков, которые вам необходимо учитывать:

  • Обычно выдерживает более высокие температуры.
  • Лучше для керамики, используемой в потреблении.
  • Как правило более долговечная.
  • Самый большой недостаток в том, что с ней труднее работать.

3. У высушиваемой на воздухе глины также есть свои преимущества и недостатки, а именно:

  • Вам не нужна печь или источник тепла.
  • Как правило, из нее вы можете создать большинство изделий.
  • Недостатком является то, что она обычно не такая прочная как обжигаемая в печи.
  • Требует вечность, чтобы высохнуть.

Такой вариант, как правило, менее похож на настоящий процесс изготовления глиняных изделий, но он иногда используется, когда вы просто хотите что-нибудь сделать самым простым способом.

4. Наконец, есть полимерная глина, которая имеет преимущества и недостатки, аналогичные второму варианту:

  • Это отличная глина для новичков.
  • Позволяет работать с формой.
  • Как правило, прочная, но не на столько как обжигаемая.
  • Не самая податливая по сравнению с двумя другими.
  • Обычно используется для формовки и не более того.

Идеальная ситуация была бы, если бы у вас была печь для обжига и специализированная для нее глина, но если вы ограничены в средствах и пока не хотите вкладывать много денег в дорогое оборудование, то это ваши варианты.

Заключение

Глина – это один из материалов для лепки, который способен быстро засыхать, независимо от того, в каких условиях он находится. Для того чтобы с ним работать, необходимо понимать, как правильно размягчать, размачивать и разминать данный полимерный состав. Для этого существует несколько способов, каждый из которых подходит для домашних условий. Выбор той или иной методики нужно осуществлять на основании собственного опыта и предпочтений.

Научиться создавать изделия из полимерной глины можно в нашей статье: «Оригинальные мастер-классы по лепке украшений из полимерной глины своими руками для начинающих».

Глина с течением времени имеет свойство затвердевать, что делает дальнейшую работу с ней невозможной. Несмотря на это, существуют определенные способы, позволяющие ее размягчить до состояния пластичной податливой массы. Для этого предварительно необходимо обратить на рекомендации мастеров по размачиванию натуральной глины, способы размягчения полимерной пластики, период хранения пластичной массы и т.д. Таким образом, если Вам интересно, как размочить глину для лепки в домашних условиях, данная статья для Вас!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Коробка с мышками
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: