Презентация, доклад по краеведению на тему загадочная кукла акань

Сделано с любовью

Идею открытия музея Татьяна Аксеньтьевна подхватила в родном городе Ярославле, когда во время прогулки набрела на маленький музей тряпичной куклы. Будучи давней поклонницей сельской культуры, она решила и в Новикбоже открыть такое сказочное место – со своим деревенским колоритом и всеми красками культуры как России в целом, так и Коми.

Все куклы в музее ручной работы, и изготавливают их жительницы самой деревни Новикбож. Кружок «Рукодельница» собирает больше десяти мастериц – они не только верят в значение кукол, но и делают их по всем древним кукольным законам, иначе ведь «работать» не будет.

А четыре года назад куклы в музее ожили с появлением театральной студии «Ляльки». Работники Дома культуры деревни вместе с ребятами-школьниками ставят кукольные спектакли с участием подопечных музея и уже выступают на большой сцене Усинска и Сыктывкара. В самом Доме культуры даже организовали своеобразное продолжение музея «Акань» – этнокультурный уголок, где куклы расселись по старинным сундукам и лавкам, полочкам буфетов и шкафов, как в настоящем старинном деревенском доме.

В музее же каждый уголок – это отдельная история, со своей композицией, сюжетом и стилем. Тряпичные красавицы, созданные к 35-летию Усинска, соседствуют с куклами «Края брусничных закатов», пошитыми мастерицами к конкурсу профессионального мастерства. В другом шкафу расселились куклы из «Льняной фантазии», в третьем – куклы в джинсовых нарядах. Интересно, какая кукла заговорит именно с вами и что расскажет? Тогда добро пожаловать в музей «Акань» в старинной деревне Новикбож. Здесь двери всегда открыты гостям.

Кукла «иттарма»

В ритуальной практике манси и хантов существовал обычай изготавливать специальную безликую куклу, олицетворяющую человека, скончавшегося естественной смертью. Называлась она «иттарма» и хранилась в доме усопшего.

Финский филолог Куста Карьялайнен, изучавший культуру финно-угорских народов, описывал в своих заметках, как жители современного Ханты-Мансийского округа, создавали эту самую обрядовую куклу, являвшуюся вместилищем души покойника. Своеобразный посредник между живыми родственниками и отправившимся в потусторонний мир членом семьи, кукла «иттарма» мастерилась из деревянного или металлического остова, на который надевались миниатюрные вещи, образуя голову, лицо и туловище.

Этот прообраз мертвеца, помещённый в короб, где лежали принадлежавшие ему вещи, например, нож и табак, становился полноправным участником всех событий семейной жизни. «Иттарма» всегда присутствовала на застольях, занимая место, где сидел усопший, для неё ежедневно готовилась пища, её укладывали спать, целовали, берегли и обращались как со здравствующим человеком.

Этнограф Зоя Соколова отмечала, что размеры куклы и способ изготовления разнился в зависимости от генеалогического происхождения групп манси и хантов, а также от их местожительства.

К примеру «иттармы» хантов, живших на берегу реки Сын, имели миниатюрные размеры и едва превышали 22 см в длину. При этом их ритуальные куклы не имели твёрдого «скелета», голову в них заменяли капюшон малицы (у мужчин) или платок (у женщин), а туловище – национальная одежда.

Сынские «иттармы», как правило, изготовлялись дальними родственниками умершего, и, ни в коем случае, не руками его родителей. Куклы, символизировавшие почивших женщин, создавались стараниями женщин, а те, что служили «вместилищем» для души мужчины делались представителями сильного пола.

В роду Лонгортовых основу ритуальной куклы всегда заготавливали мужчины, для чего они выдалбливали из дерева человеческую фигуру и заливали её расплавлённой дробью. После за дело брались женщины, облачавшие болванки в зависимости от пола в платье или рубаху, ягушку или малицу.

После истечения траура, который по мужчине длился 5 лет, а по женщине — 4 года, «иттарму», уложенную в специальный берестяной ящик, могла ожидать разная судьба. Одни манси относили её в лес, другие помещали внутрь сооружения, возвышавшегося на могиле предков, третьи хоронили, четвёртые сжигали. Помимо этого существовала традиция отправлять обрядовую куклу на чердак, где она лежала до появления в доме новорождённого одного с ней пола. Нередко «иттарму» уважаемых мужчин или старейшин, которые считались духами-покровителями семьи, хранили в сундучке на полочке в переднем углу жилища, там, где стояли иные святые реликвии.

В ходе этнографических экспедиций специалистам удалось обнаружить немало самобытных «иттарма», в том числе созданных во имя умерших детей. Подобные куклы обязательно вырезались чужими людьми из дерева, без обозначения на лице глаз, носа и рта. Хранились они вместе с водой и печеньем в туесах, которые через 5 месяцев после смерти малыша, относились в лес.

К слову в некоторых уголках Ханты-Мансийского округа, как например, в посёлке Оволынгорт, жители вопреки устоявшимся канонам создавали «иттарма» с чётко прочерченными чертами лица.

Хронология производительности и рейтинга

Турнир 2008/ 09 2015 г. / 16 — 2016/ 17 2017 год / 18 2018 год / 19 2019/ 20 — 2020/ 21 2021 | / 22
Рейтинг 57 год
Рейтинговые турниры
Лига чемпионов Нерейтинговое событие RR RR
Открытый чемпионат Великобритании Турнир не проводится 1R
Открытый чемпионат Северной Ирландии Не проведено 3R 3R 2R 1R 2R
Английский Открытый Не проведено 2R 3R 2R 2R 2R
Чемпионат Великобритании А А 1R 4R 4R 2R 2R
Открытый чемпионат Шотландии Не проведено 2R 1R 1R 1R 3R
Мировой Гран-при NH DNQ DNQ DNQ DNQ DNQ DNQ
Перестрелка NH NR 2R QF 3R 3R 3R
Немецкие мастера NH А 1R LQ LQ 2R LQ
Чемпионат игроков NH DNQ DNQ DNQ DNQ DNQ DNQ
Европейские мастера Не проведено LQ LQ LQ LQ 1R
Валлийский Открытый А А 1R 3R 1R 1R 2R
Турецкие мастера Турнир не проводится
Открытый чемпионат Гибралтара NH МИСТЕР А А А А 2R
Тур Чемпионат Турнир не проводится DNQ DNQ DNQ
Чемпионат мира А LQ LQ LQ LQ LQ LQ
Турниры вариантного формата
Шестикрасный чемпионат мира RR RR QF 1R SF RR Не проведено
Бывшие рейтинговые турниры
Шанхай Мастерс А А LQ 2R Без рейтинга Не проведено
Открытый чемпионат Индии Не проведено QF 3R LQ Турнир не проводится
Открытый чемпионат Китая А А LQ LQ LQ Турнир не проводится
Рижские Мастерс NH МИСТЕР LQ А LQ А Не проведено
Международный чемпионат NH А 1R 2R 3R 1R Не проведено
Чемпионат Китая Не проведено NR А 1R 1R Не проведено
World Open А NH LQ LQ 1R 3R Не проведено
Серия WST Pro Турнир не проводится 2R NH
Бывшие нерейтинговые турниры
Haining Open А МИСТЕР А А SF А Не проведено
Легенда таблицы производительности
LQ проиграл в квалификационной жеребьевке проиграл в первых раундах турнира (WR = Wildcard round, RR = Round robin) QF проиграл в четвертьфинале
SF проиграл в полуфинале F проиграл в финале W выиграл турнир
DNQ не прошел квалификацию на турнир А не участвовал в турнире WD снялся с турнира
NH / Not Held означает, что мероприятие не проводилось.
NR / нерейтинговое событие означает, что событие больше не является рейтинговым.
R / Рейтинговое событие означает, что событие является / было рейтинговым событием.
MR / Minor-Ranking Event означает, что событие является / было событием второстепенного уровня.
PA / Pro-am Событие означает, что мероприятие является / было профессиональным мероприятием.
Событие VF / Variant Format означает, что событие является / было событием вариантного формата.

Игра в оленьи кости

Для многих любимыми куклами стали кукла «Здоровье», «Женское счастье», «Десятиручка». А стоит только зайти в комнату с нашими куклами-травницами, и вы тут же почувствуете, как восполняются силы. Из чего их только не делают – от обычного сена до высушенных цветов.

Игровые куклы тоже представлены в музее, и общение с ними – отдельное приключение. Играли ли вы когда-нибудь в оленьи кости? Это древняя северная игра с игрушечными оленями, упряжками и собаками, которая может собрать человек двадцать за общим столом. А тем, кто хочет померяться силой и ловкостью, стоит попробовать сбить шапку у Куклака.

Хантыйская кукла «Акань»

(головка — клюв водоплавающей птицы с прилегающей к нему шкуркой)

Ханты делают куклу из суконного лоскутка; «головой» такой куклы служил клюв гуся, утки или турпана, срезанный вместе с лобной шкуркой. Это неслучайно, ведь в обско-угорской мифологии водоплавающая птица связана с богиней плодородия, покровительницей женщин Калтащ. Считается, это она давала жизнь, решала, какой душе вселиться в тело новорождённого. Кроме того, у северного народа с птицей связано представление о душе, то есть о верхнем мире. А с водоплавающей, помимо этого, ещё и связь с нижним миром — землёй. Поэтому птичий клювик, частичка птицы — образ, в котором сконцентрировались все представления о мире. Кукла — это миф в свёрнутом виде

И важно, что этот образ водоплавающей птицы, у всех народов Севера основополагающий, заменял самую важную часть человека — голову. Спереди на лоскуток нашивали вертикальные полоски из цветного сукна

Кукол старались украсить ленточками, бусами, бисером, а их одежду сделать во всем похожей на настоящую.

1. Берем клюв гуся, утки или турпана, срезанный вместе с лобной шкуркой.

2. Лобную шкурку обшиваем тканью, делая, таким образом, имитацию туловища для Акань. Клюв обозначает лицо, а шкурка – туловище.

Когда ребенок будет играть с куколкой, то, естественно, ему захочет заглянуть под платье, чтобы узнать, что там находится и, поэтому, из эстетической точки зрения, шкурку прикрывают. Для этого шьется миниатюрный мешочек.

Вот в этот мешочек помешаем шкурку и прикрепляем их, получается имитация туловища.

3. Платье лучше шить из сукна, тогда кукла будет стоять. Берем лоскут однотонной ткани прямоугольной формы, величина его зависит от размера верхней части куклы.

4. Подбираем поперечные лоскутки для пошива полосок, учитывая, что полоски должны быть контрастного цвета по отношению к основе. Хантыйские женщины предпочитают комбинировать из сукна четырех цветов: красного, желтого, синего и зелёного.

5. С изнаночной стороны при¬шиваем нижнюю полоску, шириной 1 см, классическим хантыйским швом, (шов шаг с заходом за шаг).

6. Пришитую нижнюю полоску выворачиваем на лицевую сторону, аккуратно пригладим к основе.

7

Осторожно заправляем внутрь 1-2 мм кромочку полоски, и пришиваем сверху к ткани. Шов классический

Выводим иголку с изнаночной стороны на лицевую так, что бы иголка вышла на самой полоске, очень близко к кромочке. Ставим точку, где выходит иголка, теперь иглу втыкаем на расстоянии 1 мм. Ткань очень близко к полоске, при этом при¬хватываю только лишь 1-2 ниточки ткани. Выводим иглу вместе с прихватом на кромочку полоски, при этом швы с изнаночной стороны должны выглядеть, как гнидки (это ханты так сравнивают).

8. Так же пришиваются остальные полоски шириной 6 – 8 мм, но накладываем полоски уже на лицевую сторону и пришиваем простым швом с заходом шаг за шаг.

9. Аккуратно пригладим к основе, заправляем кромочку полоски внутрь и пришиваем сверху по ткани классическим швом.

10. Чаще полоски расположены внизу от подола, их может быть 5, 7, 9. Девять при условии, если полоски очень тонкие. Ширина полосок должна достигать 2-3 мм. Полоски не должны петлять, быть ровными, прямыми и два конца сходиться в одной точке. Часто ханты при изготовлении полосок вместо ткани используют бисер, чередуя бисерную полоску с полосками из ткани

Особенно следует обратить внимание на орнамент, которым ханты украшали свою одежду. В одежде хантов орнаменты с обеих сторон сопровождают разноцветные суконные вставки — полосы или зубчики

Их прикрепляют бисером контрастного цвета: по желтому сукну — синий бисер, по красному — белый или голубой. Учитывая все эти особенности, шьем платье (халат).

11. Кусок сукна с готовыми пришитыми полосками складываем вдвое изнаночной стороной наружу, отступая от кромочек 5-6 мм, пришиваем сложенные края простым швом с заходом шаг за шаг.

12. Выворачиваем на лицевую сторону. Верхнюю кромочку заправляем внутрь и присбариваем на нить, но не затягиваем до конца. Получилось платье для Акань.

13. После этого берем головку и вводим в горловину платья, которая уже готова, аккуратно заправить и затянуть ниточку. Головку лучше пришить к платью. Акань готова.

 Источник

Чтобы не забыть адрес страницы и поделиться с друзьями, добавьте себе в соцсети:

Кукла «пор нэ»

Среди ритуальных кукол народов ханты и манси особняком стояли так называемые игрушки-страшилки «пор нэ», олицетворявшие собой местную бабу-ягу. Их изготавливали из колючих веток, обмотанных множеством мелких лоскутков. Не имевшая явных антропоморфных черт эта кукла, была вместилищем негатива, поэтому её создавали тайно и хранили подальше от людских глаз. Родители не разрешали своим детям мастерить «пор нэ», но они часто ослушивались их, так как при помощи данной игрушки можно было выразить своё отношение к другому человеку. Поскольку в ханты-мансийском обществе порицалась матерная брань, люди оскорбляли недругов подбрасыванием им этой куклы-страшилки.

Кукла «акань»

Тряпичная кукла «акань» размером не больше ладошки шилась только из новых лоскутов ткани, которые символично формировали человеческую фигуру. Лицо подобной куклы было абсолютно чистым, поскольку считалось, что если наделить его глазами, носом и ртом, кукла может обрести душу и начать вредить хозяину.

Иногда ханты и манси использовали клювы и примыкающие к ним шкурки водоплавающих птиц. Такие «акань» украшались полосками разноцветной ткани и меховыми вставками. Эти куклы служили оберегами, и для каждой категории людей шились талисманы с использованием клюва определённой птицы: для шаманов подходил клюв лебедя, для мужчины–гуся, для женщины – гусыни, а для невесты– уточки.

Куклу «акань» запрещалось нарекать именами живых членов семьи, чтобы случайно не связать их судьбы.

Жизни научит

Акань – такое название коми дали своим традиционным куклам. С начала времён именно кукла сопровождала человека от самого рождения до глубокой старости. Ребёнку дарили игрушку, и он рос, вместе с ней познавая мир.

Когда нужно было учиться домашним делам, бытовым премудростям, на помощь тоже приходила кукла. Например, родители-коми шили специальные куклы, которые учили ребят варить кашу: прямо в неё насыпалась крупа до пояса, заливалась вода до шеи – и до самой макушки должна была подняться каша.

В музее «Акань» коллекция собралась богатая: здесь и обрядовые куклы, и игровые, и традиционные, и куклы-травницы; куклы ростом с человека и совсем крохотные, меньше ладони; представлены куклы как русские, так и народов коми.

Познакомившись с ними и сравнив их, можно не только найти похожее и разное в традициях народов, но буквально увидеть мир и людей такими, какими их видели мастера, какими качествами наделяли свои обереги и самодельных чудотворниц. Несмотря на возраст и интересы, каждый человек может найти именно свою, со своим особым предназначением.

Кукла «ура»

Другая ритуальная кукла хантов и манси именовалась «ура» и создавалась она в честь людей, завершивших свой земной путь самоубийством или умерших из-за последствий алкогольной зависимости.

«Ура», в отличие от «иттарма», изготавливалась без жесткого каркаса, не имела головы и была в 1,5-2 раза длиннее, достигая размеров от 27 до 50 см. Её формировали только из предметов одежды, вставляя вместо ног меховую обувь.

Занимавшаяся изучением традиций местного населения Зоя Соколова, свидетельствовала, что посмертную куклу для утопленников, повешенных и прочих суицидников, обычно «шили» женщины на 2-3 день после погребения. Если погибший жил в отдалённом уголке и поблизости не было соседей, близким родственникам разрешалось собственноручно делать куклу, в противном случае это дело возлагалось на плечи дальних родных или друзей.

Храниться кукла «ура» должна была в специальном амбарчике «ура-хот», возводимом над могилой самоубийцы.

Самый знаменитый подобный погост располагается на берегу притока Несъюган близ посёлка Овгорт. В данном местечке, называемом Ура, находятся 13 ритуальных свайных амбарчиков, возведённых на пнях высотою от 1,2 до 2-х метров. Домик для куклы «ура» представляет собой прямоугольный сруб со сторонами примерно 50×70, накрытый двускатной крышей и оснащённый дощатой дверью.

В каждом «ура-хот» на кусочке оленьей шкуры помещалась одна кукла «ура», обмазанная кровью жертвенного животного. Рядом с ней всегда клали предметы, связанные с покойником (вещи, табак, спички), а также дары, предназначенные для богов.

Навещая в дни поминок своих родных, люди открывали дверь амбарчика и стучали ею по стенке, вызывая тем самым дух покоившегося в нем близкого. Затем они целовали стенку «ура-хот», здоровались с куклой и ставили перед ней сосуды с питьём и еду. Брать в руки «ура», которая хранилась в амбарчике до полного истлевания, было запрещено.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Коробка с мышками
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: