Ход НОД
Орг.момент: «Дружба»
Воспитатель: Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в далёкое прошлое, и сейчас послушаем песню, которая нас туда перенесёт. Выступает Вакуленко Соня.
Именно под такую музыку собирался в старину народ на гуляния на праздники и просто на вечерние посиделки в Дымковской слободе.
А чем знаменита деревня Дымково?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Назовите дымковские игрушки? (показ картинок)
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Рассмотрим дымковскую барышню.
Из чего сделана?
Дети: Ответы детей
Воспитатель:
-После того как вылепили из глины, что делают?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Для чего обжигают?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: После обжига, что делают?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Всё верно так делали все дымковские игрушки: лепили из глины, обжигали для прочности, красили белилами, наносили на белый фон рисунок.
-Что на голове у барышни одето (кокошник)
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Во что она одета? Какой формы юбка или сарафан? (колокол (блузка)
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Какие цвета присутствуют в дымковской росписи? А с чем можно сравнить эти цвета? (с радугой)
Дети: Ответы детей
Воспитатель: А посмотрите какие узоры присутствуют в росписи (круги, клетка, горошины, волнистые линии, полосочки, точки).
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Что держит дымковская барышня?
Воспитатель: Молодцы! А сейчас мы немного разомнёмся и поиграем в игру, в которую играли ваши прабабушки и прадедушки, но игра популярна и сейчас. Это «ручеёк».
Воспитатель: Отдохнули? Ребята, сегодня мы с вами превратимся в дымковских мастеров. Мы будем лепить и украшать дымковскую барышню. Присаживайтесь за столы.
Барышню будем лепить так (берём кусочек пластилина делим его на 2 половины, одна побольше – это будет туловище делаем из неё морковку, (вытягиваем её вверх формируем талию, юбка будет колокол (вдавливаем указательным пальцем внутрь, формируем колокол) — оттягиваем края юбки и аккуратно прищипываем (придаём пышность, дальше мы делим оставшийся кусочек на три равные части — из одной части формируем шар примазываем к туловищу, из другой части раскатываем валик, делим его пополам это будут руки, примазываем их к туловищу, и последнего кусочка делаем кокошник (из кусочка формируем шарк и с одной стороны оттягиваем и прищипываем края). Барыня готова! Теперь надо её украсить!
Воспитатель: Я приготовила технологические карты лепки дымковской барыни! Посмотрите, что вы видите?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Верно, на карте изображена последовательность лепки барышни.
Прежде, чем приступить к работе ответьте, как работать с доской и стекой?
Дети: Ответы детей
Воспитатель:
Пальчиковая гимнастика:
Разотру ладошки сильно.
Каждый пальчик покручу.
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну.
Руки я затем помою,
Пальчик в пальчик я вложу.
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
Выпущу я пальчики,
Пусть бегут, как зайчики.
Ну что дымковские мастера! Вот мы и готовы работать! Любые вещи, а особенно игрушки, имеют свою душу. Создавая игрушку, человек вкладывает в неё частичку своей души, вот и я желаю, чтобы у вас игрушки получились с душой! Посмотрите ещё раз на технологические карты и приступайте к работе!
Дети выполняют работу, педагог контролирует работу детей и помогает.
Итог: А сейчас, чтобы закрепить наши знания,я предлагаю послушать стихи:
1-й ребенок :
У дороги ели спят в инее седом
Спят деревья, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
вьется голубой дымок
Словно в дымке все кругом,
голубые дали
2-й ребенок :
И село родное люди
«Дымково» назвали.
Там любили песни, пляски.
В том селе рождались сказки.
Вечера зимою длинны
И лепили там из глины.
3-й ребенок :
Игрушкою своей!
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капельки росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!
4-й ребенок :
Все игрушки не простые, а волшебно-расписные,
Белоснежны, как берёзки: кружочки, клеточки, полоски.
Казалось бы — простой узор, но отвести не в силах взор.
5-й ребенок :
Наши руки крендельком,
Щёки будто яблоки.
С нами издавна рядком
Весь народ на ярмарке.
Мы игрушки расписные,
Хохотушки вятские,
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские.
Воспитатель:
Молодцы, ребята, справились с заданием. Я смело могу сказать, что сегодня, все без исключения, работали с хорошем настроением и с душой, именно поэтому у вас получились такие красивые барыни.
Я думаю, что роль народных мастеров — умельцев вам сегодня удалась!
Дымковская барыня из глины своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото
Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству для детей и взрослых. Тема:»Дымковская барыня»Автор работы: Куклина Ульяна. Педагог: Ли-Пу Анастасия Александровна. Педагог дополнительного образования. Место работы: МБОУ ДО «Северо-Енисейский детско-юношеский центр», Красноярский край,р.п.Северо-Енисейский.
Описание:мастер-класс предназначен для детей младшего и старшего школьного возраста. Материал будет полезен воспитателям детских садов, учителям начальных классов, учителям изобразительного искусства и педагогам дополнительного образования. Назначение: выполненная работа может стать наглядным пособием для проведения занятий по декоративно-прикладному искусству и приятным подарком для близких людей. Цель: выполнение дымковской игрушки из глины. Задачи: — познакомить с приемами лепки барыни по этапам; — познакомить с декоративным оформлением игрушки; — развивать пространственное воображение, моторику рук; — воспитывать творческую личность Материалы и инструменты, необходимые для работы: — глина; — дощечка для лепки; — стек; — баночка с водой; — кисти; — белила; — гуашь
Приступая к выполнению барыни, прежде всего, нужно слепить юбку или ступу (широкий у основания пустотельный корпус). Юбку будем выполнять жгутиковым методом. Для этого нужно скатать жгутики и выкладывать в круговой форме. Делаем широкое основание, затем постепенно уменьшаем радиус наших кругов. Жгут при этом выкладываем ближе к class=»aligncenter» width=»520″ height=»628″ Когда закончили выкладывать жгуты, теперь нам нужно разгладить их, выравнять поверхность юбки.
Затем на ступу, смоченную водой, насаживают торс. Торс лепим в форме овала. После этого оттягиваем шею. На шею укрепляем голову, в форме шарика.
Выполняем руки в форме жгута. На руках мы вылепили и рукавчики. На конце наших рук установили скатанный шарик, вокруг руки снизу шарика, закрутили жгутик. Жгутик при этом немного сплющили, получилась ленточка
Прикрепляем руки к плечам, потом осторожно изгибаем и складываем на талии. На голову лепим кокошник
Для кокошника мы скатываем коротенький жгут, немного сплющиваем и изгибаем полукругом. Затем закрепляем на голову.
Основная женская фигурка выполнена, приступаем к декорированию. Лепим косу нашей барыне.Для косы мы скатываем два жгутика и закручиваем спиралью
Затем осторожно изгибаем, закрепляем на затылке и укладываем на плечо. На юбке выполняем рюши
Для этого скатываем жгут, осторожно изгибаем и укрепляем на юбке волнистой линией. Получился у нас фартук. Вот мы и слепили нашу барыню.
Приступаем к росписи нашей фигурки. Для этого нам понадобятся белила. Сначала покрываем всю нашу барыню белилами. После высыхания приступаем покрывать основными цветами торс и косу. Юбку и кокошник мы оставили белой, чтобы лучше были видны наши узоры. Оставляем, чтобы подсохла краска.
Приступаем к росписи, выполнению узоров. Узоры должны соответствовать дымковской росписи, так как мы лепим дымковскую барыню. Вот такие у нас получились узоры из основных элементов дымки (круги, точки, прямые и волнистые линии).
После росписи узоров, рисуем нашей барыне личико. Прорисовываем тоненькой кисточкой элементы лица
Наша дымковская барыня готова! Спасибо за внимание!
Рекомендуем посмотреть:
Медведь из глины или пластилина. Мастер-класс Подкова из глины своими руками Мышка из глины своими руками Панно из глины на тему: Дары Осени. Мастер-класс с пошаговыми фото.
Ёжик из глины своими руками
Поделки из глины. Мастер-класс
Игрушки из глины своими руками
История промысла
Дымковская игрушка «родилась» в Кирове. Пять столетий назад за речкой Вяткой находилась небольшая слобода Дымково, куда царь Иван III приказал переселить жителей из северных регионов России. Среди них оказалось много талантливых мастеров гончарного дела, которые на новом месте развернули активную деятельность по производству игрушек. Целые семьи были вовлечены в рабочий процесс: одни добывали глину и делали смеси из комового мела; другие — лепили игрушки; третьи — их обжигали; четвертые — белили и разрисовывали.
Четыреста лет развивался дымковский промысел. За это время сложились свои темы, образы, характерные рисунки. Тут не нашлось места невыразительным орнаментам или тусклым оттенкам. Дымковская игрушка — это воплощение жизни в самых радостных красках. Не удивительно, что к началу 19 века свистульки из Дымкова завоевали любовь жителей всей России. В год производилось больше 100 тысяч игрушек, которые продавались в столице и Оренбургской губернии. Над их созданием работали 59 семей из Дымково. Среди самых известных фамилий звучали Кошкины, Никулины.
В начале 20 века для дымковской игрушки настали «черные времена». Они перестали пользоваться былой популярностью, поэтому знаменитые семьи гончарных ремесленников начали искать другие варианты заработка. Эксклюзивные свистульки начали вытесняться дешевыми гипсовыми вариантами. Только одна мастерица, Анна Мезрина, осталась верной традиционному изготовлению из глины. Именно ей потомки могут быть благодарными за сохранение дымковского промысла.
(Мастер Е. А. Кошкина и художник А. Деньшин)
Не менее важную роль в продолжение традиций предков сыграл и художник Алексей Деньшин. С юных лет он увлекался дымковской игрушкой, тщательно зарисовывая все известные орнаменты
Даже после Октябрьской революции не терял надежды привлечь внимание к народному искусству: выпускал рукописные альбомы, собирал коллекции игрушек. Его старания увенчались успехом: в 30-х годах 20 века в Кирове начал возрождаться дымковский промысел
Современное производство
В наш техногенный век процесс создания дымковский игрушки, к счастью, не автоматизировался и не превратился в конвейерную штамповку. До сих пор лепка и роспись фигурок выполняется только вручную согласно четырехсотлетним канонам. Далеко не всем удается постичь все азы народного промысла. Но те, кто проявляет усердие и терпение, чтобы дойти этот путь до конца, становятся настоящими профессионалами своего дела. Их творения имеют неповторимый шарм, и в каждом легко узнается почерк создателя.
Как и 400 лет назад, лепка и роспись остаются сугубо женской профессией. И несмотря на то, что эти фигурки утратили свое ритуальное значение, они и сегодня воплощают в себе душевной щедрости, доброты и неисчерпаемого жизнелюбия русского народа.
Элементы и орнаменты
Дымковская барыня, лошадь, петушок – это символ самой жизни, радости каждого дня. Изображенные на изделии орнаменты представляют собой гладкую роспись, которая сочетается с геометрическими узорами. Элементы росписи дымковской игрушки напрямую связаны с обережным значением, с символикой матери-природы.
Различные круги — символ солнца, волны — неба
Например, солнечные и лунные знаки – это символ зарождения жизни, ромбы ассоциируются с плодородием, волны являются знаком неба и небесной влаги. Изображать эти знаки на игрушке – значит делать ее не просто потешкой, украшением, а кодировать на ней важную, сакральную информацию.
Из пластиковой бутылки
Еще один из подручных материалов, идеально подходящий для изготовления дымковской барышни – обыкновенная пластиковая бутылка. Для работы потребуются следующие материалы:
- пластиковая бутылка;
- пластилин (на выбор – скульптурный или обыкновенный);
- краски;
- кисточки;
- любая мука;
- ножницы (желательно острые).
Приступаем к работе.
- Первым делом выполняем заготовку для будущей игрушки. Для этого ножницами отрезаем горловину бутылки.
- Полученную на бутылке заготовку аккуратно, без разводов и неровностей, обмазываем пластилином.
- Оформляем голову из небольших пластилиновых шариков: делаем кокошник, косу, венок. Из пластилиновых колбасок готовим кукольные ручки.
- Дополняем образ куклы аксессуарами из пластилина: ведро, сумочка, корзинка и т.д.
- Полученную форму тщательно покрываем мукой, чтобы впоследствии на нее хорошо легла краска.
Прочтите это: Как сделать зайчика своими руками из различных материалов
- Теперь куклу можно разукрашивать. Однако прежде надо покрасить заготовку полностью в белый цвет. Только после полного высыхания белого слоя можно приступать к разрисовыванию.
- При раскрашивании можно применять основные элементы дымковской росписи.
- Итак, дымковская игрушка Барышня из пластиковой бутылки готова.
Работа для самых маленьких
Знакомиться с народными промыслами можно начинать с раннего возраста. Рассмотрим, как выполняется аппликация в средней группе дошкольных учреждений. Эффектно будет выглядеть поделка в технике «пластилинография». На фото представлены несколько работ в такой технике.
- Для работы необходимо подготовить трафарет барышни. Чтобы на поверхности не проступили со временем жирные пятна, можно заклеить ее скотчем.
- Первым делом выполняют кокошник, прическу и личико. Кокошник оформляется пластилином одного цвета. Волосы готовят из перекрученных жгутиков. Лицо: глазки и щеки из шариков, бровки и ротик — из маленьких столбиков.
- Теперь оформляют кофточку. Для начала обводят контур тонкими колбасками, потом пластилином этого же цвета заполняют контур блузки. Воротник оформляют тонкой волнистой полоской.
Прочтите это: Комплекс для кошек своими руками с необычными чертежами
- Заканчивают поделку оформлением юбочки. Ее украшают большими кругами в обрамлении маленьких кружочков.
- Дополнительно юбку украшают зелеными листиками из заостренных овалов или широкими полосами.
Наша барышня готова.
Если работа исполняется для украшения интерьера ее можно покрыть прозрачным лаком.
Ход мастер класса
Для того,чтобы изготовить нашу поделку нам понадобятся:
• пластилин;
• доска для работы с пластилином
• стеки
• влажные салфетки (для рук)
• гуашь (6 цветов)
• кисточки (натуральные) большая и малые
• стакан с водой
• пластиковая бутылка
Чтобы увлечь детей в это увлекательное творчество я показываю рисунки дымковской барышни (можно подобрать несколько изображений). Показ иллюстраций сопровождается стихом по данной теме (приложение 1).
Прежде чем приступить к работе, необходимо сделать гимнастику для пальчиков (приложение 2).
И так мы приступаем к лепки нашей барышни.
Разогреваем пластилин.
При создании поделки используется предметный вид лепки, который учит обобщать представления об окружающем мире в конкретных образах.
Первым этапом будет создание юбки для нашей барышни. Юбка изготавливается в нетрадиционной техники — технике работы на форме. В данном случае приёмы пластилинографии, в частности налепливание и заглаживание, переносятся на создание трёхмерных образов. В качестве основы для оформления пластилином я использую заранее отрезанное горлышко от пластиковой бутылки (при работе с детьми пластиковый каркас для юбки лучше подготовить заранее, так как её обрезание не безопасно для ребенка). Делая из пластилина небольшие «лепешки» я облепляю ими всю поверхность бутылки, неравные края загибаем вовнутрь бутылки, после пальцем разглаживаем поверхность.
Верхняя часть барышни выполнена в традиционной конструктивной технике, которая основывается на сборке цельного образа из отдельно вылепленных деталей. Из куска пластилина мы катаем цилиндр, его окружность должна быть чуть больше окружности крышки бутылки – это будет туловище нашей будущей барышни. После я отщипываю еще три куска пластилина, это будут наши голова и руки. При изготовлении всех частей туловища надо путем наложения следить за их пропорцией. Следующий шаг, это создание кокошника и фартука, которые делаются из раскатанных шаров, работая стекой я придаю им изгибы. Букли сделаны из тонких «колбасок» скрученных в жгут. Когда созданы все части верхней половики барышни, мы приступаем к сборке, тщательно заглаживая швы.
Пластилиновая барышня готова и я приступаю к окрашиванию…
При помощи большой кисточки покрываю всё наше изделие белой гуашью. После того как гуашь просохнет приступаем к росписи, для наглядности показываем эскизы дымковской росписи (приложение 3) Легкий орнамент (круги, точки, волны и роспись гладью) так же упрощают роспись поделки, а яркие и не сложные цвета будут радовать детей.
И вот наша барышня готова! Я уверена ребятам очень понравится результат их работы! Можно составить хоровод из поделок и также под сопровождение музыки или стихов полюбоваться ими (приложение 4).
Данный мастер-класс может быть использован моими коллегами при проведении ООД.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Кусочек глины мягкой, тёплой
Ты в руки бережно берёшь,
Сначала колокол ты лепишь,
И что же в нем ты узнаёшь?
Так это же подол у юбки,
Цилиндр сверху прилепил,
Головку круглую, а руки
На пояс крепко подбочил,
Воланы бережно примазал,
В подол, передник, воротник,
Косую голову украсил,
И образ барыни возник.
Игрушка та должна обсохнуть,
Обжечься в печке без огня,
Затем покрыться белезною,
И ты готова у меня
Для росписи красивой, звучной,
И жизнь тогда не будет скучной.
Сияй ты, барыня моя!
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Вот помощники мои,
Как их хочешь поверни
Раз, два, три, четыре, пять
Не сидится им опять.
Постучали, повертели
И работать захотели.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Посмотри как хороша эта девица душа
Щечки яблочки горят, удивительный наряд
Сидит кокошник горделиво
Барышня так красива!
Занятия, игры, сценарии по теме Дымковской росписи
Содержится в разделах:
Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество 2021
Включает в себя разделы:
- Барышня. Дымковская игрушка барыня 217
- Дымковская игрушка. Проекты, планы 128
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование 795
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий 978
- Дымковские игрушки. Сценарии развлечений 36
- Лошадка. Дымковская игрушка 100
- Уточка. Дымковская игрушка 66
По группам:
- Старшая группа
- Подготовительная группа
- Средняя группа
Показаны публикации 1-10 из 1613.Все разделы
| Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
Новое
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Роспись шаблона «Дымковская игрушка» Цель: выполнить роспись шаблона дымковской игрушки; закрепить навыки декоративного украшения изделий на основе росписи дымковской игрушки. Задачи: -закрепить знания детей о дымковской игрушке, истории возникновения, особенностях узоров и цвета узоров; -развивать творческую…
НОД по лепке в старшей группе «Лошадка» по мотивам дымковской игрушки Цель: Учить детей лепить лошадку по мотивам дымковской игрушки. Задачи: Уточнить представления детей о специфике дымковской игрушки: из чего сделана, как, кем сделана; как украшена; какая по характеру . Познакомить детей с многообразием игрушек и спецификой декора – характерными…
Из истории народных поделок
Дымковка насчитывает уже несколько столетий. Появилась она в Кировской области, на Вятке, и сначала изготовление ее привязывалось к древнему празднику Свистопляски. Первоначально игрушка была призвана издавать шум и изгонять злых духов, потому зачастую представляла собой свистульку. Со временем мастерицы несколько изменили подход к изготовлению дымковки. Теперь они больше внимания обращали на декоративную особенность изделия. В результате, наряду с животными, стали появляться и фигурки людей, в наряде которых отчетливо виделись особенности народного стиля. И теперь дымковка – это игрушка, отличающаяся чисто декоративным назначением.
Изготовление в сад и школу
Из-за своей простоты данная игрушка смело может использоваться для детского творчества. Занятие лепкой развивает мелкую моторику детей, а роспись помогает в формировании эстетического вкуса. Например, замечательное занятие предлагает для воспитанников старших групп ДОУ мастер презентации Ланцова Вера Львовна.
Идеи
Детям младшего возраста для работы подойдут фигурки животных. Рисовать узоры можно как кисточками, так и пальчиками, что непременно приведет малышню в восторг.
Ребятам постарше под силу будет выполнить фигурки, изобилующие мелкими деталями. Такая детская поделка украсит любую комнату.
Самым сложным считается создание жанровых сценок.
Характерные особенности росписи животных
Каждому герою присущи свои приемы росписи. Животные традиционно расписываются очень ярко, даже фантастично. Индюк обязательно имеет пышный разноцветный хвост, конь непременно окажется в голубых кругах-яблоках, козел и баран щегольнут золоченными рогами, а у уточек крылья больше напоминают цветастые оборчатые передники.
Расписываются фигурки по определенной системе. Прежде на грудь наносится широкая полоса, а после от груди к бокам рисуются более узкие. Затем тонкие линии пересекаются вертикальными полосами — выходит клетчатый рисунок. Роспись коньков, как правило, представляет собой сочетание вертикальных линий разной ширины и цветных горошин, точек и кругов, основанных на контрастных сочетаниях тонов. Роспись козликов, оленей, баранов сходна с раскраской коней, отличаясь лишь наличием рогов соответствующей формы.
Птицы расписываются аналогично, основными элементами орнамента здесь тоже являются сочетания точек, кругов и линий. Разукрашивать фигурки начинают с груди, после переходят к крыльям и хвосту. В конце прорисовывались тонкие и мелкие детали.
Завершающим этапом декорирования было золочение отдельных элементов. Для этих целей мастерами широко использовались сусальное золото и патина
Тончайшие пластинки осторожно нарезались на мельчайшие квадратики, треугольники и ромбики. Полученные геометрические фигуры крепились к игрушке с помощью яичного белка
История происхождения дымковской игрушки
Глина — это особый материал, который отличается своей пластичностью в сыром виде, а также она приобретает высокую прочность после обжига. Из-за таких характеристик материала изделия из глины пользуются широкой популярностью с глубокой древности и до нашего времени. В давние времена посуду и фигурки из глины создавались почти в каждом регионе нашей родины.
При этом в каждой местности были свои формы фигуры, авторские традиции декорирования и росписи полученных игрушек. Село Дымково (Кировская область) на всю страну стало известно своими искусными мастерами, которые создавали небольшие яркие игрушки, издающие разные звуки. Любопытно то, что традиционную игрушку изготавливали не для развлечения детей, а для защиты своего дома от нечистой силы.
https://youtube.com/watch?v=gpQIipp6ODA
В старину думали, что нечисть очень боится громкого звука. Именно по этой причине в те времени все игрушки могли свистеть, греметь и издавать звуки. Создавали их традиционно к празднику Свистопляски, во время которого люди изгоняли злых духов и веселились всем селом.
Особенности игрушек от мастеров
Сегодня в самом селе Дымково можно найти не только погремушки и свистульки, но и простые игрушки в виде статуэток, которые не могут издавать никаких громких звуков. Главной особенностью такого изделия считается сравнительно небольшой размер. Мастера, которые остаются верны древним традициям, изготавливают чаще всего фигурки птиц (индюков), животных (олешек), барышень, а в некоторых случаях и мужчин.
Впрочем, можно встретить и более сложные по форме изделия: женщины, держащие в руке каравай, либо добрые молодцы верхом на красивой лошади. Простой узор и небольшое количество расцветок во время росписи конструкции — это то, чем в большинстве своём и отличается игрушка.
Можно создать лошадь из пластилина своими руками в стиле такого народного промысла. Делается это довольно легко: форма фигурки должна отличаться своей простотой в исполнении, а для росписи готовой продукции применяют простые точки и линии. Стоит отметить, что при традиционном создании фон обязан быть белого цвета, но сегодня очень часто можно встретить игрушки, которые раскрашиваются в различные цвета.
Работа для самых маленьких
Знакомиться с народными промыслами можно начинать с раннего возраста. Рассмотрим, как выполняется аппликация в средней группе дошкольных учреждений. Эффектно будет выглядеть поделка в технике «пластилинография». На фото представлены несколько работ в такой технике.
- Для работы необходимо подготовить трафарет барышни. Чтобы на поверхности не проступили со временем жирные пятна, можно заклеить ее скотчем.
- Первым делом выполняют кокошник, прическу и личико. Кокошник оформляется пластилином одного цвета. Волосы готовят из перекрученных жгутиков. Лицо: глазки и щеки из шариков, бровки и ротик — из маленьких столбиков.
- Теперь оформляют кофточку. Для начала обводят контур тонкими колбасками, потом пластилином этого же цвета заполняют контур блузки. Воротник оформляют тонкой волнистой полоской.
- Заканчивают поделку оформлением юбочки. Ее украшают большими кругами в обрамлении маленьких кружочков.
- Дополнительно юбку украшают зелеными листиками из заостренных овалов или широкими полосами.
Наша барышня готова.
Если работа исполняется для украшения интерьера ее можно покрыть прозрачным лаком.
Ход занятия.
Звучит ярмарочная музыка, дети входят в группу. Воспитатель побуждает детей отметить характер музыки (задорная,веселая,звонкая и т. д.) и отмечает, что именно под такую музыку собирался в старину народ на ярмарочные гуляния в Дымковской слободе.
А самый главный товар – дымковская игрушка.
1 ребенок.
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей!
В ней что-то есть от радуги,
От капельки росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей как басы!
2 ребенок.
В любой порядочной избушке
Есть место дымковской игрушке.
Какие чудные зверушки –
Лошадки, курочки, индюшки.
У барыне на коромысле
Ведерки синие повисли.
А у другой румяной пышки
Под боком милые детишки.
3 ребенок.
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные.
Белоснежны,как березки.
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
Посмотр слайд-шоу «Дымковские игрушки»
Воспитатель предлагает вылепить дымковскую барышню,объясняет последовательность лепки.
1. Лепка юбки –колокола.
Раскатываем из куска глины шар, вдавливаем указательным пальцем внутрь шара,формируем колокол.
2. Лепка торса. Скатываем небольшой кусок глины в овал и прилепляем к узкой части купола. Тщательно примазываем.
3. Лепка и прикрепление головы. Для головы надо взять кусок глины меньше,чем для туловища. Раскатываем шар и примазываем к туловищу.
4. Приступаем к рукам. Раскатываем палочку и делим ее пополам. Примазываем тщательно к туловищу.
5. Украшение игрушки –витые букли,шляпа или кокошник, воротник, оборки.
6. Места соединения смачиваем водой, швы заглаживаем.
Воспитатель предлагает еще раз посмотреть на технологическую карту по лепке. Но прежде чем приступить к работе –надо согреть руки.
Физминутка.
Разотру ладошки сильно.
Каждый пальчик покручу.
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну.
Руки я затем помою,
Пальчик в пальчик я вложу.
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
Выпущу я пальчики,
Пусть бегут, как зайчики.
Вот мы и готовы работать.
Во время работы воспитатель уточняет последовательность лепки, способствует, советует, как сделать фигурку устойчивой, передать характерные детали одежды.
По окончании работы расставляются барышни в хоровод.
Девица в венце,
Румянец на лице,
Собой хороша
Стоит не дыша. Э. Котляр.
Игра «Передай другому».
Дети встают в круг и за спиной под музыку передают друг другу игрушку. У кого игрушка окажется в руках после окончания музыки должен ответить на вопрос.
1. Какую игрушку мы сегодня лепили?
2. На какой реке находится слобода Дымково. (Вятка)
3. С че можно сравнить цвета дымковской игрушки? (c радугой)
4. Материал, из которого изготавливают игрушки. (глина)
5. Что делают мастера,чтобы фигура стала прочной? (обжигают)
6. Перечислите главные элементы геометрического узора,которыми расписаны игрушки. (кружочки,полоски,точки,волнистые линии)
Как сделать пошагово классическую дымковскую игрушку «барышня»
Самым распространенным вариантом исполнения является лепка. Лепка из солёного теста и из глины имеет сходный принцип, поэтому рассмотрим его на одном примере.
- Глина или солёное тесто (2 чашки муки + 1 чашка мелкой соли + 2/3 чашки воды);
- Инструменты для лепки из глины или пластилина;
- Стакан с водой;
- Клеёнка на стол;
- Полотенце, чтобы вытирать руки;
- Краски (гуашь) и кисти.
Когда все материалы собраны, можно подготавливать рабочее место и начинать лепить.
- Раскатываем блинчик и делаем из него юбку-колокол для барышни;
- Делаем колбаски для рук барыни, присоединяем их телу, а тело к колоколу-юбке;
- Катаем шарик-голову и прикрепляем к ней кокошник, прикрепляем их к телу;
- Все детали соединяются вместе, тщательно закрепляются.
- Украшаем фигурку косами и оборками на платье;
- Оставляем сушить;
- Когда глина станет светлой (глина высыхает), отправляем игрушку в печь, где она обжигается;
- Белим и после этого раскрашиваем.
Лепим дымковскую барышню из пластилина и пластиковой бутылки
Способ создания дымковской барышни из пластилина и из пластиковой бутылки очень прост. Такую игрушку не нужно обжигать, да и подготавливать заранее пластилин тоже.
- Пластиковая бутылка с подходящим горлышком «колокольчиком» (бока немного округлые) объемом до 1 литра;
- Набор пластилина;
- Ножичек для резки пластилина;
- Влажные салфетки;
- Клеёнка;
- Канцелярский нож.
Когда все материалы собраны, можно подготавливать рабочее место и начинать лепить.
- Отрезаем верхнюю часть бутылки (крышку оставляем) и наносим на неё белый пластилин тонким гладким слоем. Стараемся, чтобы слой пластилина на бутылке был равномерным, но оставляем 4 пустые полоски крестом;
- Замазываем полосы красным, синим или зеленым цветом (ближе к традиционной расцветке). Лучше размазывать пластилин сверху вниз;
- На юбке намазываем горизонтальные опоясывающие линии того же цвета;
- Добавляем тонкие вертикальные и горизонтальные полосы другого цвета в «просветах» (в белых «окошках» должны образоваться крестики);
- Для того чтобы украсить юбочку делаем шарики разного размера и накладываем их в белые квадратики. Должно получиться: Белый квадратик на платье + на нём цветной блинчик + на блинчике белый блинчик меньшего размера + самым верхним слоем самый маленький цветной блинчик. Таким образом, на платье получаются узоры из колечек;
- Если хочется, можно оставить белое пространство для фартука, но тогда нужно сделать колбаску из белого пластилина, раскатать её и сделать волнистую ленту-оборку, после чего закрепить на краях фартука;
- Добавляем узор из кружочков на красные широкие полосы платья и на белом фартуке;
- Для того чтобы сделать тело, берем кусок цветного пластилина и облепляем им крышку бутылки;
- Делаем колбаску того же цвета и кладем коромыслом, примазываем – это ручки;
- Из белого пластилина делаем голову и шею и присоединяем её к телу, оформляем вырез платья;
- Делаем ленту и оформляем вырез платья барышни;
- Берем две полоски коричневого пластилина, перекручиваем и укладываем на голове;
- Добавляем кокошник, серьги и украшаем лицо барышни.
Мастер-класс по изготовлению поделки из соленого теста «Щедрая осень»
Настасия Бородина
Мастер-класс по изготовлению поделки из соленого теста «Щедрая осень»
Осенняя поделка «Щедрая осень»
Осень— это необыкновенное и чудесное время года. Только осенью мы можем увидеть волшебное преображение природы в яркие краски теплых и золотых оттенков. Период ярких и насыщенных красок длится сравнительно недолго, а так хочется сохранить в душе это теплое осеннее настроение. Яркая осенняя поделка надолго оставит и в душе и в памяти теплые воспоминания об осени, тем более если ее делать совместно с детьми.
Для изготовления поделки нам понадобится:
1. Картон или дощечка прямоугольной формы необходимого размера (в нашем случае это готовая заготовка холста формата А4);
2. Краски и кисточки ;
3. Простой карандаш;
4. клей «Момент кристалл»(В нашем случае клей для скрапбукинга)
5. Соленое тесто;
6. Заготовки из природного материала (вертолетики от клена, семена подсолнуха маленькие шишки и т. д);
7. декоративные искуственные листики, яблочки и грибочки (их можно сделать из соленого теста)
8. Рамка для фотографий по размеру поделки (по желанию)
9. прозрачный лак
Для начала, мы делаем на прямоугольной заготовке наброски простым карандашом. Это может быть любой осенний пейзаж. Он будет служить задним фоном нашей картины. но по бокам делаем наброски стволов клена и яблони. Они будут на переднем плане.
Теперь можно раскрасить нашу картину красками осенних оттенков. В середине оставим незакрашенные места для наших ёжиков, так они лучше приклеятся к основе картины.
Пока наша картины высыхает, мы сделаем из соленого теста фигуры ёжиков. Наши ёжики срисованы с детской книжки на обычный тетрадный лист. Сверху, на картинку по контуру налепливаем соленое тесто и придаем объемные рельефы и оставляем подсохнуть.
Затем сделаем из соленого теста грибочки, яблочки (если нет готовых заготовок)
и корзину. Чтобы она получилась объемная, кладем под неё округлый предмет.
После того, как ёжики подсохнут и будут держать форму, наклеим их на черный картон. Он будет закреплять фигурку, чтобы она не рассыпалась и на нем мы нарисуем колючки и вырежем по контуру.
Теперь раскрашиваем ёжиков. По необходимости наносим несколько слоев краски.
Теперь сделаем колючки нашим ёжикам. Наклеиваем семена подсолнуха на черный картон с помощью клея «Момент кристалл» или плиточного клея.
Теперь вернемся к нашей картине. Поместим её в рамку (тогда нам будет понятней, как распределить листочки и яблоки)
И самое интересное- украсим нашу картину. Приклеиваем на незакрашенные места на картине наших ежиков. и украшаем деревья по бокам кленовыми листочками и яблоками с листьями, а также клеим грибы и различные веточки.
Вот и получилась 3D картина. Покрываем её бесцветным лаком несколько раз. Вот и всё. Такая картина будет греть душу долгие годы.